Navigation bar
  Print document Start Previous page
 213 of 599 
Next page End  

вероятностного процесса; распространился в психологии после работ Э.Л. Торндайка (последние годы
XIX в.), согласно коим случайно совершенные двигательные и мыслительные акты, за счет коих
оказалась решенной значимая задача, и закрепление их при случайном успехе определяют путь
приобретения индивидуального опыта у животных и человека/В следующих пробах время,
затрачиваемое на решение аналогичных задач в аналогичных условия, постепенно - хотя не линейно -
уменьшается, пока не обретает форму мгновенного решения. Тем самым была выделена согласованность
поведения со средой на вероятностной основе, что позволило при интерпретации категории действия
выйти за пределы жесткой альтернативы: либо механистической, либо телеологической его трактовки.
Последующая разработка проблемы научения - в частности, более точный анализ поведения
животных методом проб и ошибок - обнаружила слабость и ограниченность объяснительных
возможностей метода, ибо он не учитывает характерную для поведения направленность каждой пробы,
ее включенность в определенную психическую структуру. Показано, что поведение при научении не
является полностью хаотическим и нецелесообразным, как считал Торндайк, но интегрирует в себе
прошлый опыт и новые условия для решения задачи.
Гештальт-психология критиковала метод проб и ошибок, противопоставляя ему решение
проблемы путем озарения. Но И. П. Павлов показал непродуктивность и теоретическую слабость такого
противопоставления. Свое значение метод проб и ошибок сохранил лишь в узкой сфере искусственно
создаваемых ситуаций; в частности, он вошел в состав конструктивных принципов кибернетических
устройств.
МЕТОД ПРОЕКТИВНЫЙ
- один из методов исследования личности. Основан на выявлении
проекций в данных эксперимента с их последующей интерпретацией. Понятие проекции для
обозначения метода исследования ввел Л. Фрэнк. Характерен созданием экспериментальной ситуации,
допускающей множественность возможных интерпретаций при восприятии испытуемыми. За каждой
интерпретацией вырисовывается уникальная система смыслов личностных и особенностей стиля
когнитивного субъекта.
Метод обеспечивается совокупностью методик проективных (называемых также тестами
проективными), среди коих различают:
1) ассоциативные - например, тест пятен Роршаха и тест Хольцмана, где испытуемые создают
образы по стимулам - пятнам; тест завершения предложений неоконченных);
2) интерпретационные - например, тест апперцепционный тематический, где требуется
истолковать социальную ситуацию, изображенную на картине;
3) экспрессивные - психодрама, тест рисунка человека, тест рисунка животного
несуществующего, и пр.
Метод проективный направлен на изучение неосознаваемых или не вполне осознанных форм
мотивации и потому есть едва ли не единственный собственно психологический метод проникновения
в особенно интимную область психики.
В свете концепции смысла личностного видно, что в основе действенности этих методов лежит
факт пристрастности отражения психического, в частности - человеческого сознания. Поэтому,
описывая неоднозначные изображения или выполняя нестрого определенные действия, человек
невольно выражает себя, «проецируя» какие-то свои значимые переживания и тем самым свои
личностные особенности.
Но следует уточнить, какие именно особенности личности и ее внутреннего мира выражаются в
ситуации эксперимента проективного и почему именно эта ситуация способствует проявлению этих
особенностей. Всякие препятствующие обстоятельства прерывают действие, пока не будут преодолены
или пока субъект не откажется от завершения действия; при этом действие оказывается незавершенным
либо в своем внешнем плане, либо во внутреннем - поскольку еще не принято решение, преодолеть ли
препятствие или отказаться от действия. Согласно исследованиям, незавершенные действия и
сопутствующие им обстоятельства непроизвольно запоминаются лучше завершенных; к тому же
формируются тенденция к завершению этих действий, а если прямое завершение невозможно,
совершаются какие-то замещающие действия.
Ситуация эксперимента проективного как раз предлагает условия замещающего действия: при
добросовестном отношении к выполнению теста субъект непроизвольно обращается к своему опыту, а
Hosted by uCoz