Navigation bar
  Print document Start Previous page
 237 of 599 
Next page End  

МЫШЛЕНИЕ БЕЗОБРАЗНОЕ
- понятие, введенное в школе Вюрцбургской. Означает
мышление, свободное от чувственных элементов познания - образов восприятия, представлений и
речевых конструкций.
МЫШЛЕНИЕ ВИЗУАЛЬНОЕ
- способ творческого решения задач проблемных в плане
образного моделирования. Основой мышления визуального выступают мышление наглядно-
действенное и мышление наглядно-образное, где при уподоблении действий предметно-практических и
чувственно-практических свойствам объектов формируются внешние действия перцептивные. В
дальнейшем происходит сокращение и интериоризация этих действий. В развитой форме этот вид
мышления характерен для успешных архитекторов и дизайнеров.
МЫШЛЕНИЕ ДИСКУРСИВНОЕ
- форма мыслительной стратегии, при следовании коей
производится последовательных перебор различных вариантов решения задачи, чаще всего на базе
связных логических рассуждений, где каждый последующий шаг обусловлен результатами предыдущих.
Часто мышление дискурсивное противопоставляется мышлению интуитивному.
МЫШЛЕНИЕ ДООПЕРАЦИОНАЛЬНОЕ
- стадия развития интеллекта ребенка от 2 до 7 лет,
выделенная в концепции Ж. Пиаже (=> операция интеллектуальная). Характерна началом
формирования символической функции, которая позволяет различать означаемое и означающее и
выступает основой плана представлений. Первоначально как средство обозначения ребенок использует
отсроченную имитацию, игровой символ, рисунок, умственный образ, речевые конструкции. За счет
этого он может мысленно расчленять объект и составлять его из частей. Обычно на этой стадии еще
отсутствуют полноценные обратимые операции и понятие о сохранении, но создаются условия для их
формирования. Это достигается переходом действий в умственный план и их сокращением, что
позволяет на внутреннем плане одновременно представить себе и прямое, и обратное действие, тогда
как на внешнем плане их можно выполнить лишь последовательно. При этом ребенок должен
преодолеть собственный эгоцентризм или центрацию на ярких, но малосущественных свойствах
предметов.
МЫШЛЕНИЕ ИНТУИТИВНОЕ
- один из видов мышления. Характерен быстротой
протекания, отсутствием четко выраженных этапов, мало осознанностью. Часто мышление интуитивное
противопоставляется мышлению дискурсивному.
МЫШЛЕНИЕ КОМПЛЕКСНОЕ
- понятие, использованное Л.С. Выготским для обозначения
стадии в развитии понятий ребенка, находящейся между синкретами и истинными понятиями.
Образуемые комплексы характерны эмпирическими обобщениями на основе воспринимаемых
отношений между предметами. Выготский выделил в мышлении пять форм комплексов:
1) комплекс ассоциативный - объединяет разнородные предметы, связанные с образцом по
любому признаку;
2) комплекс-коллекция - объединяет разнородные предметы, имеющие общность по некоему
одному, обычно практическому признаку;
3) комплекс цепной - образован на базе временного объединения отдельных предметов при
наличии у них парных соответствий признаков;
4) комплекс диффузный - формируется на базе одного признака, часто не имеющего
универсального характера;
5) псевдопонятие - здесь обобщение имеет единое основание, но сильно зависит от чувственно
воспринимаемой картины отношений.
МЫШЛЕНИЕ НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОЕ - один из видов мышления, характерный тем, что
решение задачи производится путем реального, физического преобразования ситуации, опробования
свойств объектов; форма мышления, вплетенная в реальное манипулирование предметами и
обслуживающая прежде всего практические задачи.
Его элементарные формы, наблюдаемые у высших животных, изучали И.П. Павлов и пр. У
ребенка мышление наглядно-действенное образует первую ступень развития мышления; у взрослого оно
сосуществует с мышлением наглядно-образным и словесно-логическим.
По мере усложнения этой формы мышления происходит постепенное отделение выполняемых
действий по разрешению ситуации проблемной от внешних наглядно воспринимаемых условий. При
Hosted by uCoz