Navigation bar
  Print document Start Previous page
 249 of 599 
Next page End  

формировании индивидуальных особенностей человека. «Биологическая аналогия» иногда заходит
слишком глубоко, претендуя на объяснение сложнейших социальных явлений, и в таких случаях обычно
вызывает критику. Особенно нужно выделить связь психологии с физиологией, в частности, с
физиологией высшей нервной деятельности. Непосредственно с ней соотносится психофизиология,
изучающая психику в единстве с ее материальным субстратом - мозгом. Среди прикладных
биологических дисциплин выделяется медицина, прежде всего - невропатология и психиатрия. На
стыке медицины и психологии возникла психология медицинская. Особо выделяется нейропсихология.
Тесно связана с медициной и психология специальная.
Сложнее усматривается связь психологии с физикой. Психология, развиваясь во многом вместе с
естествознанием, в определенных отношениях и направлениях отражает мировоззрение, определяемое
основными открытиями или господствующими принципами в области физической картины мира. Связь
психологии и химии во многом аналогична, но в ряде случаев более определенна. Существуют области,
относительно коих выдвигаются и химические, и биологические, и психологические теории (например,
механизмы памяти); химические процессы рассматриваются при анализе важных для психологии
биологических явлений; существует, наконец, психофармакология. Так что представление о том, что
психология относится к наукам естественным, во многих отношениях обосновано, и ряд
психологических направлений, как, например, бихевиоризм, ориентирован именно на такое понимание.
Нужно заметить: если у наук фундаментальных психология заимствует в основном некие
объяснительные принципы, то в отношении наук гуманитарных она не только берет, но и предлагает им
свои способы понимания явлений; более того, существуют «психологические школы» в рамках истории,
социологии и языкознания.
Чрезвычайно важна связь психологии и философии. Психология долго развивалась в рамках
философии, и выделение ее в самостоятельную науку не означает полной автономии. Проблемы
душевной жизни не могут разрабатываться вне представлений об отношениях материального и
идеального, духовного и телесного, биологического и социального, субъективного и объективного, а это
проблемы философского плана, как и многие другие; правда, психологи не всегда явно формулируют
свои позиции по этим проблемам. Во многих случаях психологи непосредственно основываются на тех
или иных философских системах, иногда даже предлагают собственные. Для психологии определенные
философские концепции выступают как методологическая основа. А в ряде случаев психологические
теории перерастали в философские направления (хотя бы претендовали на это) или оказывали влияние
на появление и развитие философских теорий.
Итак, психология связана, исторически и актуально, со всеми основными областями знания. В
ней представлены как естественнонаучная, так и гуманитарная ориентации, однако гуманитарный
подход становится преобладающим, ибо в центр психологии помещается личность, а это означает
невозможность строго объективного подхода - подхода к человеку как к «явлению природы».
Выраженная ориентация психологии не только на познание, но и на практику позволяет
утверждать, что в психологии существуют свои фундаментальные и прикладные разделы.
НАУКА: ОБЪЕКТ
- та сторона действительности, на изучение коей направлена данная наука.
Часто объект фиксируется в самом названии науки. Но поскольку никакая наука не в состоянии описать
свой объект исчерпывающе и всесторонне, она вынуждена ограничить сферу своих интересов,
отказываясь от изучения некоих аспектов своего объекта. Кроме того, наука ограничена в подходе к
объекту - традицией, в коей она формировалась, сложившимися в ней понятийным аппаратом и языком,
преобладающими в ней средствами анализа и исследования, и пр. Вместе с тем подобная
специализация наук создает серьезные проблемы для построения единой научной картины мира. От
объекта науки следует отличать ее предмет (-> наука: предмет).
НАУКА: ПОДХОД РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКИЙ
- восходит по крайней мере к Платону; более
поздние яркие представители - Декарт, Кант и Гегель. Полагает, что любые достоверные знания могут
исходить лишь от разума, и лишь разум должен играть главную роль в объяснении фактов - и в
онтологическом плане, и в планах познания или действия. Наилучший способ сформулировать некую
проблему и попытаться найти ответ состоит в поисках логических доводов. В результате на протяжении
многих веков обсуждалось, что должно быть, вместо того чтобы наблюдать существующее в
действительности.
Hosted by uCoz