Navigation bar
  Print document Start Previous page
 251 of 599 
Next page End  

с психикой и познанием процесс случайного, слепого ассоциирования стимулов и реакций на основе
готовности, упражнения, подкрепления или смежности во времени. Подобные теории противоречат
позднее установленным фактам, говорящим о возможности научения без подкрепления, без упражнений
и пр. К этой же группе нужно отнести теории, где научение рассматривается как процесс изменения
отражения психического условий деятельности и поведения по принципу пассивного установления
новых связей (ассоцианизм), реструктурирования исходно целостного опыта в виде образцов (гештальт-
психология) или планов (необихевиоризм). Сюда же в большой мере относятся теория Ж. Пиаже (->
школа Женевская) и теории некоих представителей подхода информационного и психологии
когнитивной.
Ко второй группе относятся теории отечественных психологов и ряда зарубежных авторов. У
человека научение и учение рассматриваются ими как процесс познавательный усвоения социального
опыта практической и теоретической деятельности. У животных научение трактуется как процесс
изменения врожденного видового опыта и приспособления его к конкретным условиям.
НАУЧЕНИЕ ВЕРБАЛЬНОЕ - научение через словесные воздействия: инструкции, разъяснения,
описания и прочее, - без обращения к конкретным действиям предметным, к обусловливанию
оперантному или условно-рефлекторному.
НАУЧЕНИЕ ВИКАРНОЕ - научение через прямое наблюдение за чувственно представленными
образами и через подражание им.
НАУЧЕНИЕ ОПЕРАНТНОЕ
- вид научения, происходящего за счет спонтанного порождения
субъектом множества разнообразных реакций на одну и ту же ситуацию или стимул - с последующим
закреплением лишь тех, что оказываются самыми удачными с позиции получаемого эффекта.
НАУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ - термин введен бихевиористами; означает обретение организмом
новых форм реакций путем наблюдения за поведением других живых существ и подражания ему.
Научение социальное объяснялось, исходя из основных понятий бихевиоризма (стимул, реакция,
подкрепление), и экспериментально изучалось на животных.
Позднее этот подход был дополнен введением познавательных факторов. За людьми была
признана способность представлять внешние влияния и ответную реакцию на них символически, в
виде «внутренней модели внешнего мира». Поэтому даже в случаях, когда индивид не проявляет
открытых реакций и не получает подкрепления, он, следя за подкрепляемыми действиями других,
научается им подражать. В таких условиях приобретение новых реакций - не столь длительный процесс,
как при выработке обычных навыков.
В опытах по научению социальному детям показывали фильмы с образцами поведения,
имевшего различные последствия - положительные или отрицательные. В зависимости от характера
наблюдаемых последствий испытуемые в большей или меньшей степени подражали образцу. Хотя в
этом варианте концепция научения социального допускает возможность выбора субъектом ответного
действия, в целом она механистична и разделяет общие методологические особенности бихевиоризма.
НАУЧЕНИЕ УСЛОВНО-РЕФЛЕКТОРНОЕ
- вид научения, происходящего за счет выработки
реакций на новые раздражители по механизму рефлекса условного.
НЕВРАСТЕНИЯ
- один из видов неврозов, могущий возникать в результате перенапряжения
или перенесенных инфекций (у детей). Основные симптомы таковы:
1) состояние раздражительной слабости, характерное сочетанием повышенной возбудимости,
быстрой истощаемости и утомляемости, плохой переносимости сильных раздражителей; из-за
повышенной утомляемости и ухудшения концентрации внимания нарушается работоспособность;
2) лабильность эмоций, неустойчивое настроение - часто пониженное, подавленное;
3) повышенная раздражительность, утомляемость, слезливость (-> депрессия);
4) иногда появляются тревога, или страх, нетерпеливость, расстройства сна, головные боли,
сексуальные нарушения, разнообразные нарушения системы нервной вегетативной.
Неврастения возникает преимущественно при длительно действующих психотравмирующих
факторах. Сопровождается физическим истощением.
Неврастеникам присущи общие астенические свойства - повышенная чувствительность и
быстрая истощаемость. Они возбудимы и истощаемы в нервно-психическом смысле. К этому
добавляются некие соматические расстройства: периодически возникающие неприятные ощущения,
Hosted by uCoz