Navigation bar
  Print document Start Previous page
 264 of 599 
Next page End  

может познать и усвоить с помощью другого человека, владеющего знаниями и умениями). Поэтому
обучаемость как способность к учению и усвоению отличается от способности к самостоятельному
познанию и не может полностью оцениваться лишь показателями его развития. Максимальный уровень
развития обучаемости определяется возможностями самостоятельного познания.
ОБУЧЕНИЕ - процесс целенаправленной передачи (формирования) знаний, умений, навыков.
Проблема обучения рассматривается не только в психологии педагогической (наряду с вопросами
психологии воспитания), но и в общей, возрастной, в нейропсихологии, патопсихологии, психологии
труда. Подход к ней во многом определяется базовыми общепсихологическими позициями. Сторонники
теорий спонтанного развития, признавая большую роль обучения в обретении индивидом
общественного опыта, считают, что обучение - процесс, внешний по отношению к психическому
развитию, развивающемуся по собственным законам, не связанным с актуальным бытием индивида.
В отечественной психологии обучение и развитие не отождествляются, но подчеркивается
ведущая роль обучения, создающего учащемуся зону развития ближайшего и способствующего
выработке средств и способов ориентации в реальности.
Психологически проблема обучения может рассматриваться как со стороны механизмов усвоения
нового материала, так и со стороны организации оптимального хода усвоения согласно поставленным
целям и задачам. Промежуточны вопросы взаимоотношений обучаемых и обучающих. Усвоение
рассматривается как проходящий через определенные этапы процесс овладения действиями,
понятиями, формами поведения, выработанными обществом.
В отечественной психологии выделено несколько проблем, решение коих определяет пути и
возможности практического применения знаний о психологических закономерностях обучения. Всякое
обучение предполагает целенаправленное изменение субъекта, поэтому важная проблема - организация
управляемого обучения, обеспечивающего планомерное формирование нужных качеств (-> концепция
формирования поэтапного действий умственных) и учитывающего индивидуально-психологические
особенности учащихся, традиционно рассматриваемые в контексте вопросов обучаемости. Кроме того,
требуется гармонизация управления процессом усвоения и обеспечения оптимального развивающего
эффекта.
Специфика психологических особенностей усвоения обусловила дифференцированный подход к
разработке методов обучения математике, языкам, естественным и гуманитарным дисциплинам,
профессиональному мастерству. Особая ветвь современных исследований - обучение общению,
организации целенаправленного овладения средствами и способами коммуникации.
ОБУЧЕНИЕ ЛАТЕНТНОЕ
- формирование определенных навыков в ситуациях, когда их
непосредственное применение не нужно и они оказываются невостребованными. Основано на
формировании у субъекта в результате его деятельности ориентировочно-исследовательской образа
целостной ситуации и своих действий в ней.
Оформление понятия обучения латентного сыграло ключевую роль в эволюции бихевиоризма,
который опирался на теорию научения как связи стимула и реакции при наличии действия
подкрепления, а также в появлении необихевиоризма (Э. Толмен и пр.), где научение трактуется как
когнитивное действие.
Роль обучения латентного в практической жизни особенно ярко проявляется в развитии речи как
следствии прослушивания ребенком речи взрослого, и при решении человеком творческих задач, когда
ориентировка на признаки, не составляющие цели решаемой задачи, проявляется в форме внезапных
озарений.
ОБУЧЕНИЕ ОБЛИГАТНОЕ
- многие инстинктивные действия должны пройти период
становления и тренировки в ходе индивидуального развития животного. Такая форма и получила
название обучения облигатного. Примеры такового - полеты птиц, пение некоих птиц.
ОБУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМНОЕ
- система методов и средств обучения, основой коего выступает
моделирование реального творческого процесса за счет создания ситуации проблемной и управления
поиском решения проблемы. Организованный преподавателем способ активного взаимодействия
учащегося с проблемно представленным содержанием обучения, в ходе коего он приобщается к
объективным противоречиям научного знания и способам их разрешения, учится мыслить, творчески
усваивать знания. В деятельности совместной с преподавателем учащийся не просто перерабатывает
Hosted by uCoz