Navigation bar
  Print document Start Previous page
 278 of 599 
Next page End  

ОПРОСНИК
- методики, материал коих представляют вопросы, на которые клиенту надлежит
ответить, или же утверждения, с коими он должен согласиться или не согласиться. Различаются такие
типы опросников:
1) опросники открытые;
2) опросники закрытые;
3) опросники анкетные;
4) опросники личностные.
Одна из проблем, с коей сталкиваются составители и пользователи опросников, следующая.
Опросник адресуется к самооценке, к самосознанию обследуемого; но обследуемый может дать
недостоверную информацию - то ли от неадекватности самооценки, то ли от неискренности - из
желания угодить либо боясь ответить «не так». Отчасти это можно снять анонимностью обследования,
что не всегда возможно, или же специальной договоренностью между психологом и клиентом, что
требует взаимного доверия; но и эти условия недостаточны для снятия неадекватности
самопредставления клиента. Поэтому составители некоих опросников предусматривают специальные
вопросы, по ответам на кои можно судить о достоверности результатов. Как правило, < это - вопросы,
связанные с «мелкими слабостями» и их проявлениями: предполагается, что большинство людей им
подвержено, и отрицательные ответы говорят о недостоверности результатов. Это - распространенный,
но не единственный способ.
ОПРОСНИК АНКЕТНЫЙ (опросник-анкета) - предлагают возможность получения о клиенте
информации, не отражающей непосредственно его личностные особенности. Это могут быть
биографические опросники, или же опросники интересов и опросники установок - в зависимости от
того, насколько соотносятся конкретные выявляемые интересы и установки с собственно личностными
характеристиками. Например, к опросникам анкетным относятся опросники, выявляющие
предпочтительные профессии из предлагаемого набора, или же выявляющие установку - отношение к
определенной социальной группе.
ОПРОСНИК ЗАКРЫТЫЙ (опросник типа закрытого) - предполагают выбор ответов на
предлагаемые вопросы из вариантов, предложенных в самом опроснике.
ОПРОСНИК КРЕАТИВНОСТИ
- средство диагностики способностей творческих индивида.
Представляет собой списки ситуаций, чувств, интересов, форм поведения, характерных для творческих
личностей. Опросники могут адресоваться и самому испытуемому, и его окружению.
ОПРОСНИК ЛИЧНОСТНЫЙ
- класс методик психодиагностических, предназначенных для
определения степени выраженности у индивида определенных личностных особенностей.
Совокупность методических средств для изучения и оценки отдельных свойств и проявлений личности.
Каждая из методик являет собой стандартизованную анкету, состоящую из набора предложений, с
содержанием коих испытуемый (информант) может согласиться либо не согласиться. Вопросы
сформулированы так, чтобы, отвечая на них, испытуемый сообщал о своем самочувствии, о типичных
формах поведения в различных ситуациях, оценивал свою личность с различных позиций, освещал
особенности своих взаимоотношений с окружающими, и пр.
Опросники личностные позволяют получать информацию, широко характеризующую личность
испытуемого - от особенностей его физического и психического состояния до морально-этических и
общественных взглядов.
Опросники личностные создаются на базе одной или нескольких шкал установок. Вопросы
группируются так, чтобы ответы на них позволяли оценить некое свойство или состояние индивида.
Эти сгруппированные вопросы, называемые шкалами, различаются по наименованию изучаемого
свойства личности (шкалы тревожности, лидерства, агрессивности и пр.). Полученные после опроса
данные переводятся с помощью специальных статистических процедур в стандартизованные баллы,
обычно изображаемые в виде графика.
Ныне создано огромное число опросников личностных самых различных типов - в зависимости
от некоей теории личности. Некоторые предназначены для одновременной оценки многих сторон
личности (например, опросник личностный многофазный миннесотский), но большинство направлено
на изучение ее отдельных свойств. Во многих опросниках определение черт личности основано на
использовании различных техник анализа факторного.
Hosted by uCoz