Navigation bar
  Print document Start Previous page
 284 of 599 
Next page End  

3) ориентировка третьего типа - опирается на существенные свойства и отношения, специально
выделяемые путем анализа внутренней структуры данного объекта; поэтому усваиваемые знания и
умения могут переноситься в новые, измененные условия.
ОРУДИЕ
- 1. Техническое приспособление, с помощью коего производится некая работа или
действие.
2. Переносно - средство для достижения некоей цели.
ОРУДИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ
- элемент структуры функции психической, ролью
аналогичный орудию труда в структуре деятельности трудовой человека. В теории культурно-
исторической в качестве орудия психологического рассматриваются знаки («стимулы-средства»).
Знаки как орудие психологическое принципиально отличны от традиционно изучаемых
психологией знаков (вербальных и невербальных), составляющих содержание памяти, ибо здесь
специально выделяется не содержательный, но структурный момент («знаки без значения»). Согласно
Л.С. Выготскому, орудия психологические присваиваются человеком в ходе интериоризации
деятельности совместной в онтогенезе.
ОСМЫСЛЕННОСТЬ
- свойство восприятия, существующее на уровень сознания и
характеризующее личностный уровень восприятия, - свойcтвo приписывать воспринимаемому объекту
или явлению определенный смысл, обозначать его словами, относить к определенной языковой
категории.
ОСНОВА
- 1. Источник, главное, на чем строится что-либо; то, что является сущностью чего-
либо.
2. Исходные, главные положения чего-либо.
ОСОБЕННОСТЬ ВОЗРАСТНАЯ - в психологии - специфические свойства личности индивида,
его психики, закономерно изменяющиеся в ходе смены возрастных стадий развития (-> возраст).
Характеристика их основана на выявлении психологического содержания процесса развития
познавательных способностей и формирования личности на последовательных возрастных этапах
онтогенеза. Особенности возрастные образуют определенный комплекс многообразных свойств,
включая познавательные мотивационные, эмоциональные, перцептивные и другие характеристики
индивида.
В отличие от широко варьирующихся индивидуальных особенностей, возрастные изменения
отражают такие преобразования, что происходят в психике большинства представителей данной
культуры или субкультуры при сравнительно одинаковых социально-экономических условиях.
Особенности возрастные не проявляются в чистом виде и не имеют абсолютного и неизменного
характера; на них влияют культурно-исторические, этнические и социально-экономических факторы.
Примером влияния конкретной исторической ситуации на особенности возрастные служат
различия психологических, личностных качеств у людей разных, даже близких поколений (-> анализ
когортный). Индивидуально-психологические свойства, включая темп развития личности, также могут
накладывать существенный отпечаток на особенности возрастные.
Особое значение имеет учет особенностей возрастных при обучении и воспитании.
Развивающий эффект обучения прямо зависит от степени его соответствия психологическим
особенностям учащихся. С другой стороны, сами возрастные возможности усвоения знаний
существенно расширяются при оптимизации содержания и методов учебно-воспитательного процесса.
ОСТАТОК ДНЕВНОЙ - от дневных впечатлений, ставших поводом к образованию сновидения.
ОСЯЗАНИЕ АКТИВНОЕ - способ формирования образа осязательного некоего предмета путем
его преднамеренного ощупывания. При этом ведущую роль играют ощущения кинестетические.
ОСЯЗАНИЕ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ
- процесс формирования образу осязательного некоего
предмета с помощью вспомогательных орудий» когда тактильные сигналы передаются к руке от
ощупываемого предмета через это орудие.
ОСЯЗАНИЕ ПАССИВНОЕ
- процесс формирования образа осязательного некоего предмета в
результате перемещения его относительно неподвижной руки или пальцев Здесь одну из ведущих ролей
играют ощущения тактильные.
ОТБОР - выделение чего-либо, кого-либо из некоей среды, общего числа, из некоего множества
на основе некоих критериев, признаков.
Hosted by uCoz