Navigation bar
  Print document Start Previous page
 294 of 599 
Next page End  

Заметное влияние на постановку проблемы памяти оказала известная аналогия между этапами
переработки информации человеком и структурными блоками компьютеров (-> моделирование). Но
функциональная структура памяти обнаруживает значительно большую гибкость. Так, об отсутствии
жесткой связи долговременного запоминания с процессами словесного повторения в памяти
кратковременной свидетельствуют данные о возможности успешного узнавания огромных массивов
сложно организованного зрительного материала. О возможностях памяти образной говорят описанные
в литературе случаи выдающейся памяти, прежде всего эйдетизма.
При психологическом анализе памяти важно учитывать, что она входит в целостную структуру
человеческой личности. По мере развития сферы мотивационно-потребностной может меняться
отношение субъекта к своему прошлому, отчего одно и то же знание может по-разному храниться в
памяти личности.
В памяти выделяются три взаимосвязанных процесса: запоминание, сохранение и
воспроизведение.
В зависимости от установки на длительность сохранения выделяются память краткосрочная и
долговременная. Различие этих видов памяти физиологически подтверждается различными следами,
хранящими информацию.
По материалу, сохраняемому памятью, ее можно разделить на память когнитивную,
эмоциональную и личностную. По модальности сохраняемых образов - память словесно-логическая и
образная. Обычно уровень их развития у индивида неодинаков, и это позволяет говорить о
преобладании одного из типов памяти.
Среди характеристик памяти выделяются такие природные свойства, как:
1) скорость запоминания - количество повторений, нужное для удержания информации в памяти;
2) объем запоминания;
3) скорость забывания - время, в течение коего запомнившееся хранится в памяти;
4) длительность сохранения;
5) точность.
Профессионализация памяти, овладение мнемотехникой, упражнения в запоминании и
сохранении информации, особенности требований к его воспроизведению показывают влияние
деятельности на развитие памяти. Память - не только дар природы, но и результат целенаправленного
воспитания.
ПАМЯТЬ: КЛАССИФИКАЦИЯ
- проводится согласно характерным особенностям процесса
мнемического, обеспечивающего сохранение и восстановление ранее пережитого и воспринятого
субъектом «материала». Эти особенности обусловлены соответственными особенностями деятельности
мнемической, связанными с различными механизмами запоминания, временными показателями
удержания «в сохранности» и характеристиками сохраняемого материала (=> память: классификация).
По характеру запоминаемого материала можно выделить память зрительную, слуховую и
осязательную.
По параметрам длительности хранения информации выделяются:
1) память сенсорная - где хранение длится не более 1.5с.;
2) память кратковременная - со временем хранения не более 30 с.;
3) память долговременная - позволяющая хранить материал постоянно.
Классификация памяти Э. Тульвинга - согласно характерным особенностям процесса
мнемического - выражаются в схеме, включающей три вида памяти долговременной:
1) память процедурную - в коей хранятся связи между стимулами и реакциями (рефлексы, навыки
и пр.);
2) память семантическую - хранящую систематизированное знание о символах и их значениях, о
взаимоотношениях между ними, о правилах манипулирования ими;
3) память эпизодическую - в коей хранится информация о целостных событиях
автобиографического характера и о связях между ними.
ПАМЯТЬ: МЕХАНИЗМ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ
- конструкты, призванные объяснить
процессы памяти с физиологических позиций. Так, О. Хебб (1949) предложил выделить два вида
памяти:
Hosted by uCoz