Navigation bar
  Print document Start Previous page
 313 of 599 
Next page End  

сторонам и характеристикам взрослой деятельности, и лишь постепенно начинает подражать сторонам
поведения, действительно отражающим смысл ситуации. Подражание в возрасте подростковом
направлено на внешнюю (а иногда и внутреннюю) идентификацию подростком себя с конкретной
значимой для него личностью (-> другой значимый; референтность), либо с обобщенным стереотипом
поведенческих и личностных характеристик (-> стереотип социальный). У взрослых подражание
выступает элементом научения в некоих видах деятельности профессиональной (спорт, искусство и пр.).
По Фрейду, подражание подпадает под понятие внушения и рассматривается как его следствие.
ПОДСОЗНАНИЕ (подсознательное) - собирательное понятие, означающее различные
неосознаваемые системы психики. Термин появился во второй половине XVIII в. (=> бессознательное).
Вопреки распростран¸нному заблуждению, в теории З. Фрейда понятие подсознания практически не
употреблялось, хотя именно благодаря психоанализу оно стало популярным.
ПОДХОД
- совокупность приемов, способов - в воздействии на нечто, в ведении дел, в
изучении чего-либо и пр.
ПОДХОД АТОМИСТИЧЕСКИЙ
- в психологии - убеждение, что исследовать - это значит
разлагать сложные процессы на простейшие элементы - «атомы».
ПОДХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ
- 1. Подход деятельностный к коррекции психологической -
формировался преимущественно в отечественной психологической школе; предполагает коррекцию за
счет организации специального обучения, в ходе коего клиент овладевает психологическими
средствами, позволяющими на новом уровне реализовать контроль и управление внутренней и внешней
активностью. Часто практикуется овладение внешним действием и последующая его интериоризация -
переход во внутренний, идеальный план. Этот подход альтернативен подходу поведенческому,
ориентируясь не на избавление от симптома как такового, а на построение новых внутренних систем.
Подход деятельностный к изучению психики:
1. Принцип изучения психики на основе разработанной К. Марксом категории деятельности
предметной.
2. Теория, рассматривающая психологию как науку о порождении, функционировании и
структуре отражения психического в деятельности индивидов. Исходным методом изучения психики
выступает анализ преобразований отражения психического в ходе деятельности, исследуемой в ее
развитии филогенетическом, историческом, онтогенетическом и функциональном (-> филогенез;
онтогенез).
Основные принципы подхода деятельностного:
1) принципы развития, историзма, предметности;
2) принцип активности, включающей активность надситуативную как специфическую
особенность человеческой психики;
3) принцип интериоризации-экстериоризации как механизмов усвоения общественно-
исторического опыта;
4) принцип единства строения внешней и внутренней деятельности;
5) принцип анализа системного психики;
6) принцип зависимости отражения психического от места отражаемого объекта в структуре
деятельности.
В контексте подхода деятельностного выделены критерии возникновения психики и стадии
развития психики в филогенезе; разработаны представления:
1) о деятельности ведущей как основе и движущей силе развития психики в онтогенезе;
2) об уподоблении как механизме формирования образа;
3) о структуре деятельности - деятельность, действие, операция, психофизиологические
функциональные системы;
4) о значении, личностном смысле и чувственной ткани как образующих сознания;
5) об иерархии мотивов и смыслов личностных как единицах строения личности.
Подход деятельностный выступает как конкретно-научная методология для психологии
возрастной, педагогической, инженерной, медицинской и пр.
ПОДХОД ИНФОРМАЦИОННЫЙ
- методологическая установка, согласно коей все процессы
психические рассматриваются как сложная система более простых процессов переработки информации,
Hosted by uCoz