Navigation bar
  Print document Start Previous page
 326 of 599 
Next page End  

Некоторые представители неопсихоанализа (Б. Кунц, К. Хорни и пр.) видят в потребности в агрессии
комплексное образование, возникающее в ответ на внешнюю угрозу.
ПОТРЕБНОСТЬ ВТОРИЧНАЯ - характеризуют человека как существо социальное; важнейшие
из них - потребности в любви, сотрудничестве, автономии, агрессии, творчестве и пр.
ПОТРЕБНОСТЬ ИНТРОВЕРТНАЯ
- отличаются направленностью на самого себя. Например,
агрессия может выступать в виде чувства вины или самоубийства.
ПОТРЕБНОСТЬ ЛАТЕНТНАЯ - никогда не появляются в актах поведения, но лишь в фантазии,
сновидениях и играх. В восприятии обнаруживаются в виде искажений воспринимаемого материала, в
тенденции воспринимать все «как хочется». Их содержание - бессознательные асоциальные влечения
агрессии и секса. Их изучение возможно лишь в ходе психотерапии или экспериментально, создавая
неопределенные стимульные условия, коими активируются образы фантазии, ассоциативно связанные с
этими потребностями, вследствие чего сами продукты фантазии могут считаться их непосредственным
выражением. Например, агрессия, находящая выход в садистских или мазохистских действиях.
ПОТРЕБНОСТЬ ОБЩЕНИЯ (потребность в социальных контактах) - у ребенка обнаруживается
очень рано: так называемый комплекс оживления можно наблюдать в возрасте полутора-двух месяцев.
Эта потребность у человека остается одной из ведущих, но с течением жизни меняет формы. В первые
годы жизни - это потребность в матери и близких, кои ухаживают за ребенком. Позже она направляется
на более широкий крут взрослых, затем преобразуется в стремление завоевать уважение в коллективе
сверстников. Появляется потребность в друге, в любимом человеке, в духовном руководителе. Еще
позже возникает стремление найти свое место в жизни, получить общественное признание и пр.
Этой потребности придается в психологии все большее значение. По фундаментальности она
приравнивается к потребностям органическим: она столь же витальна, ибо ее неудовлетворение
приводит к ухудшению физического состояния младенцев и детенышей высших животных, и даже к их
гибели. Некоторые авторы считают ее врожденной; другие полагают, что она формируется у ребенка
очень рано, поскольку удовлетворение всех его потребностей органических происходит исключительно
с помощью взрослого, и потребность во взрослом становится столь же настоятельной, как в пище,
безопасности и пр. Но все авторы признают, что эта потребность оказывается главной движущей силой
формирования и развития личности.
ПОТРЕБНОСТЬ ПЕРВИЧНАЯ (потребность висцерогенная) - относятся к естественным
нуждам: это - потребности в воздухе, пище, воде, избегании боли, сексуальном удовлетворении.
ПОТРЕБНОСТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ
- точнее
- потребность во внешних впечатлениях. Как
таковая - как потребность в приобретении новых знаний - складывается лишь в ситуациях,
способствующих осознанию необходимости этих знаний для жизни и деятельности.
Развитие потребности в знаниях тесно связано с общим развитием личности, с ее умением и
навыками находить в содержании изучаемых наук и во внешней действительности ответы на жизненно
важные вопросы.
ПОТРЕБНОСТЬ ЭКСТРАВЕРТНАЯ
- направленная вовне, на других людей; например,
агрессия может появляться в форме словесных оскорблений или телесных воздействий.
ПОТРЕБНОСТЬ ЯВНАЯ
- проявляются вовне свободно в виде физических действий, речи,
сложных форм поведения и пр. Легко выявляются посредством наблюдения. Например, агрессия,
удовлетворяемая в социально-приемлемых видах деятельности - спорте и пр.
ПОЧКА ВКУСОВАЯ - ансамбли из двух и более рецепторных клеток в стенке небольших ямок,
окружающих сосочки вкусовые. С этими клетками контактируют молекулы веществ, растворенных в
слюне, кои возбуждают эти клетки и вызывают нервные импульсы, идущие в мозг.
ПРАВИЛО ЗОЛОТОЕ (золотое правило поведения) - согласно Э. Эриксону - люди, включенные
в процесс взаимодействия межличностного, должны руководствоваться императивным правилом:
поступай по отношению к другому так, чтобы это могло придать новые силы другому и тебе.
Традиционная форма несколько иная: относись к другим так, как ты хотел бы, чтобы другие относились к
тебе.
ПРАВОСОЗНАНИЕ
- сфера общественного или индивидуального сознания, включающая
правовые знания, отношение к праву и правоприменительной деятельности. Его основные функции -
Hosted by uCoz