Navigation bar
  Print document Start Previous page
 339 of 599 
Next page End  

происходит онтологизация этих представлений: объект объявляется тем, что о нем сейчас думают.
Можно говорить о реальном мире и мире наших представлений, теорий о нем - модельном мире. Тогда
процесс онтологизации описывается как превращение модельного мира в мир реальный; ошибка, в
которую при этом впадают, называется синдромом Пигмалиона. Сама онтологизация - процесс
естественный и необходимый в науке. Но в критические периоды ее развития - в периоды смены
теорий - разграничение реального и модельного миров полезно и даже необходимо. К таким
критическим проблемам и относится проблема психофизическая. Что же это за единый процесс,
сторонами коего являются процессы физиологические и психические? И в каком смысле нужно
понимать их как стороны единого процесса? Строго говоря, ответить на этот вопрос невозможно, ибо
для описания некоего процесса нужно выбрать согласованную систему понятий - уже выделить какой-
то аспект, какую-то сторону процесса. Для частичного преодоления этой трудности можно взглянуть на
вещи с возможно более общей и непривычной позиции-с позиции «марсианина», глядящего на со
стороны и обладающего к тому же необыкновенными возможностями. Наблюдая один и тот же процесс
- жизнедеятельность людей - через разные «фильтры», он мог бы видеть то эмоциональные состояния,
то потоки и скопления информации, то биохимические процессы, то математические формулы
модельного мира... Итак, мозговые и психические «процессы» (не имеющие самостоятельного
существования) оказываются лишь двумя сторонами из многих сторон, выделяемых из процесса
жизнедеятельности. «Фильтры», выделяющие эти стороны - это прежде всего методы познания.
Следует только опасаться онтологизации этих сторон.
Из сказанного ясно, что физиологические и психологические процессы не могут ни
взаимодействовать, ни прямо соотноситься друг с другом. Так скульптор и физиолог выделяют разные
стороны человеческого тела; так вид города с запада не может взаимодействовать с его видом с востока
или быть его причиной. Но если из-за общих условий изменится один из них, то изменится и другой.
Так проблема психофизическая снимается в той ее части, что относится к вопросу соотношения
процессов физиологических и психических (=> редукционизм физиологический).
ПРОБЛЕМА САМОНАБЛЮДЕНИЯ
- одна из самых сложных и запутанных проблем
психологии. Скрывается уже в обосновании метода интроспекции, кажущемся строгим и ясным:
предмет психологии - факты сознания; последние непосредственно открыты лишь индивиду, в
сознании коего они происходят; следовательно, изучать их можно только методом интроспекции.
ПРОБЛЕМА УЧЕБНАЯ
- понятие, используемое в обучении проблемном. Имеет логическую
форму познавательной задачи, содержащей некое противоречие в условиях (избыточные, недостающие,
альтернативные, частично неверные данные, и пр.) и завершающейся вопросом, объективирующим это
противоречие. Обнаружение противоречия в проблеме учебной (задании проблемном) приводит к
переживанию обучающимся состояния интеллектуального затруднения, вызывает ситуацию
проблемную.
ПРОВЕРКА ГИПОТЕЗ СТАТИСТИЧЕСКИХ - заключается в проверке предположений:
1) о характере распределения величин случайных и о связи между ними;
2) о принадлежности данных к одной генеральной совокупности;
3) о достоверности различий, и пр. Применяется преимущественно в исследованиях
экспериментальных для обоснования правдоподобности содержательных психологических суждений о
преимуществе нового метода воздействия, обучения и пр.
Обычная процедура предполагает выдвижение так называемой гипотезы нулевой, согласно коей
принимается предварительное суждение об отсутствии связи, влияния или различий, достоверных
статистически. Характерная особенность проверки гипотез статистических - то, что гипотезы здесь не
доказываются, а принимаются или отвергаются при определенном риске допустить ошибку.
Одновременно с выдвигается одна или несколько гипотез альтернативных. Опровержение означает
принятие противоположной по смыслу гипотезы альтернативной (например: - метод не влияет; - метод
влияет). При этом устанавливается уровень значимости, определяется соответственная ему критическая
область, рассчитывается фактическое (в выборке) значение интересующей статистической
характеристики. Затем на основе некоего правила принимается решение: если значение характеристики
оказывается за пределами допустимых значений, то отклоняется, если же она попадает в область
допустимых значений, то принимается.
Hosted by uCoz