Navigation bar
  Print document Start Previous page
 347 of 599 
Next page End  

объектов, а тем самым - выживание организма, его активность поисковая и надситуативная. Итак,
определяющие признаки:
1) отражение, дающее образ среды, где действуют живые существа;
2) их ориентация в этой среде;
3) удовлетворение потребности в контактах с нею. А эти контакты по принципу связи обратной
контролируют правильность отражения.
У человека контрольной инстанцией служит социальная практика. Благодаря связи обратной
результат действия сопоставляется с образом, появление коего опережает этот результат, предваряя его
как своеобразная модель действительности. Так психика выступает единой цикличной системой,
имеющей историю и рефлекторной по типу. Здесь рефлекторность означает первичность объективных
условий жизни организма и вторичность их воспроизведения в психике, закономерный переход
воспринимающих компонент системы в исполнительные, целесообразность двигательных эффектов и
их «обратное» влияние на образ. Активность психики проявляется:
1) при отображении реальности, ибо оно предполагает преобразование физико-химических
раздражителей, действующих на нервные аппараты, в образы предметов;
2) в сфере побуждений, придающих поведению энергию и стремительность;
3) при исполнении программы поведения, включающей поиск и выбор вариантов.
Углубление в филогенетическую историю психики подводит к вопросу об ее объективном
критерии. То есть такой, который позволяет определить, есть ли у данного организма психика.
Современные теории не опускаются в поисках психики ниже животного мира. Но предлагаемые ими
критерии приводят к разной локализации «порога» психического. Вот некоторые из них: способность к
поведению поисковому, способность к «гибкому» приспособлению к среде, способность к
«проигрыванию» действия во внутреннем плане и пр. Само разнообразие теорий говорит о том, что они
скорее являются дискуссионными гипотезами, чем разработанными теориями.
Среди этих гипотез одна из самых признанных (в отечественной психологии) принадлежит А.Н.
Леонтьеву. В качестве объективного критерия психики она предлагает способность организмов
реагировать на воздействия абиотические (нейтральные биологически). Реагировать на них оказывается
полезным потому, что они находятся в устойчивой связи с биологически значимыми объектами и,
значит, являются их потенциальными сигналами. Отражение абиотических свойств оказывается
неразрывно связанным с качественно иной формой активности существ - поведением. До того
жизнедеятельность сводилась к усвоению пищи, выделению, росту, размножению и пр. Теперь
появляется активность, «вставленная» между актуальной ситуацией и витальным актом - обменом
веществ. Смысл этой активности - обеспечить биологический результат там, где условия не позволяют
ему реализоваться непосредственно. С предлагаемым критерием связаны два фундаментальных понятия:
раздражимость и чувствительность. При этом чувствительность предполагает субъективный аспект
отражения; предположение, что он впервые появляется вместе с реакцией на раздражители
абиотические, - очень важная гипотеза, потребовавшая экспериментальной проверки. Согласно
психоанализу З. Фрейда, психика состоит из трех инстанций - сознательного, предсознательного и
бессознательного - и системы их взаимодействия. Деление психики на сознательное и бессознательное -
основная предпосылка психоанализа, и только оно позволяет понять и исследовать часто наблюдаемые
и очень важные патологические процессы в душевной жизни. Итак, психика шире, чем сознание.
Психическая жизнь человека определяется его влечениями, главное из коих - влечение сексуальное.
Согласно Р. Ассаджоли, существуют такие составляющие психики:
1) самость высшая - своего рода «внутренний бог»;
2) самость сознательная - Я - точка ясного осознания;
3) поле сознания - анализируемые чувства, мысли, побуждения;
4) бессознательное высшее, или сверхсознание - высшие чувства и способности, интуиция,
вдохновение;
5) бессознательное среднее-подобие Фрейдовского предсознательного - мысли и чувства, кои
могут легко осознаться;
6) бессознательное низшее - инстинктивные побуждения, страсти, примитивные желания и пр.
Hosted by uCoz