Navigation bar
  Print document Start Previous page
 356 of 599 
Next page End  

5. Принцип эффективности рекомендаций - предполагает, что эти рекомендации должны быть
полезными для клиента. Запрещается предлагать результаты, бесполезные практически или могущие
привести к нежелательным или непредсказуемым последствиям.
Независимо от того, кто занимается психодиагностикой, - профессионал или любитель-
«самообразованец», при ее проведении обязательно соблюдение следующих морально-этических норм:
1) человека нельзя подвергать обследованию вопреки его воле - исключая особые случаи из
судебной и медицинской практики, оговоренные законом;
2) перед проведением тестирования клиента нужно предупредить о том, что в ходе исследования
он может невольно выдать о себе и своих чувствах такую информацию, которую сам не осознает;
3) любой человек, помимо случаев, оговоренных законом, имеет право знать результаты своего
тестирования или диагностики, а также то, кем и как они могут использоваться;
4) результаты тестирования предоставляются клиенту в форме, доступной для верного
понимания;
5) при тестировании несовершеннолетних детей их родители или заменяющие лица имеют право
знать результаты тестирования;
6) если тестирование проводится с целью определения уровня развития клиента, или же в
конкурсном отборе или при трудоустройстве, то клиент имеет право знать не только цели тестирования,
но и кем и на основе чего будут делаться о нем выводы по итогам тестирования;
7) главная ответственность за надлежащее практическое применение тестов лежит на психологах
и на лицах и организациях, пользующихся ими.
В ряде стран с достаточно стабильной общественно-экономической системой существуют
государственные, оформленные юридически ограничения на распространение и применение тестов.
Они содержат следующие, как правило, обязательные нормы:
1) большинство тестов, назначенных для отбора профессионального и экспертизы, запрещено для
открытой публикации в средствах массовой информации - для предотвращения их применения
малоквалифицированными людьми и их искажений в практическом применении, связанных с
предварительным знакомством с ними;
2) психологи, применяющие тесты и занимающиеся тестированием, должны иметь диплом о
высшем психологическом образовании или ученую степень не ниже кандидата психологических наук
(то есть соответственной ей), а иные лица, причастные к этой практике, должны иметь лицензию на
право заниматься подобной деятельностью.
ПСИХОДРАМА (социодрама) - 1. Как подход к коррекции психологической - связана с именем
Дж. Морено, коего многие считают основателем психотерапии групповой. Он трактовал этот метод и
как средство решения социальных проблем. За рубежом используется также термин «социодрама».
Один из первых видов групповой психотерапии (=> психоанализ групповой). Проводится как
подобие импровизированной театральной постановки по сюжету истории, рассказываемой одним из
участников группы, где клиенты попеременно выступают в качестве актеров и зрителей, причем их
роли направлены на моделирование жизненных ситуаций, имеющих смысл личностный для
участников, на моделирование жизненно важных для них ситуаций. Обычно участники моделируют в
театрализованной форме ситуации, предлагаемые одним из участников в виде рассказа о событиях его
жизни, сновидениях. Во многих вариантах работы рассказчик определяет участников действия и их
роли. Возможны варианты с использованием литературных текстов или их пересказов.
2. С иной точки зрения психодрама рассматривается как одна из методик проективных,
относящаяся к группе методик катарсиса.
Цель психодрамы - диагностика и терапия неадекватных состояний и реакций эмоциональных,
их устранение, отработка перцепции социальной, углубление самопознания.
В одном из типичных вариантов рассказывается история из собственной жизни. Сам рассказчик
- протагонист - в зависимости от избранной формы работы может быть участником или зрителем,
больше или меньше влиять на ход драматизации. Считается, что в условиях групповой поддержки, в
драматических построениях, содержательно близких переживаниям участника психодрамы, он проявит
свои личностные особенности, что и определяет диагностическое значение.
Hosted by uCoz