Navigation bar
  Print document Start Previous page
 358 of 599 
Next page End  

4) связи языкового развития с развитием личности.
С начала 60-х гг. XX в. американская психолингвистика ориентировалась на теорию
порождающей грамматики Н. Хомского, но затем, со второй половины 70-х гг., наметился отказ от нее и
поиски общепсихологической теории. Во многих западных странах развитие психолингвистики шло
аналогичным путем, но благодаря сильной психологической традиции идеи Хомского не получили
столь широкого распространения.
Отечественная психолингвистика развивается с середины 60-х гг. Ее основное направление -
теория деятельности речевой (рассмотрение речевых процессов как частного случая деятельности).
Создание и развитие психолингвистики связано с целым рядом прикладных задач психологии
инженерной, нейропсихологии и патопсихологии, обучения иностранным языкам.
ПСИХОЛИЗ
- форма психотерапии имагинативной, разработанная в 1954 г. Р. А. Сендисоном.
Предполагает использование галлюциногенных средств (-> галлюциноген) - таких как ЛСД,
псилоцибин, мескалин. Перед погружением в наркотическое состояние проводится психоаналитически
структурированное обсуждение травмирующих переживаний клиента, из чего формулируются основные
сценарии работы с личностно связанными образами. Затем, на стадии продуцирования
галлюцинаторных образов, клиент, который остается в ясном сознании и может общаться с терапевтом,
старается реализовать эти сценарии и тем самым переработать травмирующие переживания. При этом
можно использовать метод ассоциативный, причем терапевт контролирует поток свободных
ассоциаций, направляя их в нужное русло.
Особенно успешны применения этого метода при хронических неврозах, фобиях, извращениях
сексуальных, алкогольных и психотических состояниях пограничных.
ПСИХОЛОГ
- 1. Ученый или специалист по психологии. 2. Знаток человеческой психологии,
психики.
ПСИХОЛОГ: ЭТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ - реализация психологом в своей деятельности
специфических нравственных требований, норм поведения - как во взаимоотношениях с коллегами,
научным сообществом, так и с испытуемыми, респондентами, лицами, обращающимися за
психологической помощью.
В первую очередь это - универсальные этические принципы и нормы, значимые для всех
категорий ученых:
1) научная честность и корректность при сборе экспериментальных данных;
2) отказ от присвоения чужих идей и результатов исследований;
3) отказ от поспешных выводов на основе непроверенных данных;
4) отстаивание своих научных взглядов в любой научной среде, в полемике с любыми
авторитетами, и пр. Сверх того:
5) ученый-психолог при проведении исследований не должен использовать методы, технику,
процедуры, ущемляющие достоинство испытуемых или их интересы;
6) ему следует строго соблюдать гарантии конфиденциальности -
неразглашения сообщенных
сведений;
7) ему следует информировать испытуемых о целях проводимого исследования.
Когда во избежание сознательного или неосознаваемого искажения даваемых сведений требуется
скрыть от испытуемого научные цели, о них следует сообщить по завершении эксперимента.
Если исследование предполагает вторжение психолога в сферу личных интересов или интимных
переживаний, испытуемому нужно предоставить безоговорочную возможность отказаться от
дальнейшего участия в исследовании на любом этапе его проведения.
Давая рекомендации, основанные на полученных результатах, психолог не имеет морального
права снять с себя ответственность за последствия их внедрения в общественную практику.
ПСИХОЛОГ КЛИНИЧЕСКИЙ
- работают преимущественно в больницах и центрах
психического здоровья или в консультационных кабинетах. Чаще всего они имеют дело с людьми, кои
жалуются на состояние тревоги, выражающееся в расстройствах функциональных эмоционального или
сексуального характера, или же на трудности в общении или преодолении повседневных неурядиц.
Психолог должен уяснить проблему путем бесед с клиентом или психологическим обследованием, а
затем выбрать и применить самую подходящую терапию.
Hosted by uCoz