Navigation bar
  Print document Start Previous page
 364 of 599 
Next page End  

сне», и др.) Свое название психология получила лишь в XVI в.: тогда она была разделом философии -
учением о душе. Новая эпоха в развитии психологии была открыта Р. Декартом: он отверг
представление о душе как двигателе тела и объяснил зависимость психического от материального с
позиций механистического детерминизма. Ему же принадлежит идея интроспекции и интроспективная
концепция сознания. Среди самых значительных философских учений XVII - первой половины XIX вв.
выделяются: учение об ассоциациях, об аффектах, о бессознательной психике и апперцепции, о
зависимости личности от ее интересов и воздействий среды социальной. Отделение психологии от
философии произошло со 2-й половины XIX в. Почву этому подготовили крупные сдвиги в биологии, в
том числе учение Ч. Дарвина. Развитие собственного научно-категориального аппарата способствовало
отделению психологии от философии и физиологии. С тех пор психология и философия начинают
существовать и развиваться как бы независимо, но сохраняя тайную и явную глубинную связь. Обе
сохраняют отпечаток особости - знака глубинной связи с основами основ; обе тесно связаны с
мировоззрением - с одной стороны, из него исходя, с другой - его формируя.
Таким выглядит абрис взаимоотношений Западной (в широком смысле) психологии и
философии. Но есть иные связи - не столь явные. Иной свет идет с Востока. Восточная философия вся
пронизана психологией она - более психология, нежели философия, но - часто непривычная и потому
для «западного» ума неприметная или непонятная. И совсем уже странное, непривычное веет из учений
Востока - религиозных, мистических, оккультных, столь долго и привычно отвергаемых как явно
абсурдные, - ибо такого не может быть, потому что такого не может быть никогда. Впрочем, в Западных
эзотерических учениях психологам тоже стоит поискать...
Именно здесь таится зерно учений самых непонятых и значительных из психологов XX в. - таких
как К. Г. Юнг, Э. Фромм и пр. Без знакомства с этими слоями знания невозможно ни проникновение в
их учения, ни дальнейшее странствие вглубь психики - вглубь Вселенной.
В различных психологических учениях вполне отчетлив отпечаток исходного «изма», коего
придерживался их основатель, - в первую очередь так называемых материализма и идеализма, хотя вряд
ли найдется некий «изм», в ней не представленный и не отраженный. В этом смысле отечественная
психология оказалась обедненной и односторонней - ибо в ней до недавних времен отражались
исключительно позиции воинственного материализма - воинственного настолько, что все прочие
«измы», по его мнению, являли собой в лучшем случае недомыслие, в худшем - некое злоумышление,
призванное заморочить голову такому-то общественному классу, дабы получил преимущества на его
счет некий другой класс. Известно, что за этим воспоследовало: неприятие и отвержение многих
прорывов в неизвестное - начиная с учения З. Фрейда. Многие отечественные психологи поныне
полагают, что «наш путь» - единственно верный: накопленная инерция будет сказываться еще долго...
Между тем, весь опыт познания мира убеждает, что Действительность имеет обыкновение
превосходить самые смелые помыслы, и – самое интересное - с какой стороны к ней ни подойти, она с
готовностью поворачивается соответственной своей стороной и представляет взыскующему взору
явления, существенно служащие подтверждению его мировоззренческих позиций. Это можно назвать
«феноменом мультиэссенциальности мира» или «принципом мультиэссенциальности мира». Что же
такое тогда эта Действительность? - и то, и другое, и третье?... А скорее - ни то, ни другое, ни третье, -
но нечто Иное, к познанию коего мы лишь пытаемся приблизиться...
ПСИХОЛОГИЯ АВИАЦИОННАЯ
- отрасль психологии, изучающая деятельность
специалистов-авиаторов. Ее предмет - психика человека, управляющего сложными авиационными
системами. Объект - деятельность индивида и коллектива, ее содержание, условия и организация.
Субъект изучения - летный и инженерно-технический состав и пр. Зародилась в связи с появлением
летательных аппаратов и с возрастающей ролью фактора человеческого в управлении ими.
Ее основные проблемы: изучение структуры деятельности авиационных специалистов,
закономерностей взаимодействия людей с авиатехникой; исследование влияния факторов полета на
психическое состояние, на межличностные отношения; формирование пригодности профессиональной
и психологической адаптации членов экипажа к условиям деятельности; анализ причин аварий, и пр.
Для реализации этих задач применяется комплекс методов, в том числе интервью, наблюдение,
изучение документов, эксперименты, и пр. Получили развитие методы алгоритмического анализа
Hosted by uCoz