Navigation bar
  Print document Start Previous page
 371 of 599 
Next page End  

Предпосылка ее появления - внедрение в психологию эксперимента, а также методов
психогенетических и математических. Психология дифференциальная складывалась под
непосредственным воздействием практики - педагогической, медицинской и инженерной. Начало ее
разработке положил Ф. Гальтон, создавший ряд приемов и приборов для изучения различий
индивидуальных и для их анализа статистического (-> метод статистический). Первые крупные
представители этого направления - А. Бине, А. Ф. Лазурский, Дж. Кеттелл и пр.
Основным методом психологии дифференциальной стали тесты (=> тестирование) - сперва
индивидуальные, затем групповые, - используемые для определения умственных различий, а с
изобретением тестов проективных - для измерения интересов, установок, реакций эмоциональных.
Путем обработки тестов методами анализа факторного выявляются факторы, сигнализирующие об общих
свойствах интеллекта или личности. На их основании определяются количественные вариации
психологических свойств индивидов.
В зарубежной психологии наибольшую известность приобрели:
1) теория двух факторов Ч. Спирмена - согласно коей в каждом виде деятельности явлен как
общий для любой из них фактор, так и специфический, надобный лишь для данного вида деятельности;
2) теории мультифакторные - отрицающие общий фактор и полагающие, что имеется широкий
спектр первичных умственных способностей (скорость восприятия, память ассоциативная и пр.).
Однако как бы ни совершенствовались тесты и их обработка, они сами по себе не способны
объяснить причины психологических различий. Вопрос об этих причинах за всю историю психологии
дифференциальной был остро дискуссионным.
В зарубежной психологии дифференциальной долгое время господствовало убеждение в
биологической предопределенности способностей и характера человека. Решающее значение
приписывалось при этом наследственности и созреванию организма, а зависимость индивидуально-
психологических особенностей от образа жизни личности, социально-экономических и культурных
условий ее развития не учитывалась.
Ныне для психологии дифференциальной характерно интенсивное развитие новых подходов и
методов - и экспериментальных, и математических. Наряду с умственными различиями между
индивидами широко исследуются различия творческих и организаторских способностей, общей
структуры личности, сферы мотивационной. Важное место отводится выявлению корреляций (->
анализ корреляционный) между свойствами психологическими - с одной стороны, и физиологическими
и биохимическими - с другой. Большая работа ведется и отечественными учеными. Факты и выводы,
полученные психологией дифференциальной, имеют важное значение для решения многих
практических задач: отбор и обучение персонала, диагностика и прогностика развития отдельных
свойств, склонностей, способностей индивидов и пр.
ПСИХОЛОГИЯ ДОНАУЧНАЯ
- собственно донаучный этап развития психологии начался с
вопроса, поставленного эллинской философией: что же есть душа - самостоятельная субстанция или же
свойство другой субстанции (материи)? Завершился этот этап лишь в конце XIX в. Это было время по
преимуществу философских размышлений о душе: душа была предметом интеллектуального анализа, но
не объектом изучения.
Бурное развитие наук естественных, особенно физиологии и медицины, остро ставило вопрос о
возможности объективного психологического исследования, а ряд открытий подтвердил наличие
бессознательной психической жизни. Все это обусловило появление качественно нового этапа развития
- появление психологии научной.
ПСИХОЛОГИЯ ДОПРОСА, ПОКАЗАНИЯ (психология допроса и показаний) - судебной
раздел психологии, изучающий психологические закономерности получения, фиксации, оценки
представителями правоохранительных органов значимой для установления истины информации от
свидетелей, потерпевших, подозреваемых, обвиняемых. Допрос рассматривается как специфическая,
регламентированная законом форма общения, имеющая характер сотрудничества или противоборства.
Особенно активно разрабатываемые вопросы:
1) формирование показаний;
2) происхождения и предупреждения в них ошибок;
3) диагностика и профилактика заведомо ложных показаний;
Hosted by uCoz