Navigation bar
  Print document Start Previous page
 373 of 599 
Next page End  

Выбор пути зависит от развития и сохранности социального интереса - чувства сопричастности
человечеству, готовности сотрудничать. Оно, видимо, врожденно, но само по себе слишком слабо и в
неблагоприятных условиях приглушается или извращается - в силу переживаемого в детстве
отвержения, агрессии со стороны близких, или же, напротив, в силу избалованности, когда нет нужды
заботиться о сотрудничестве. В первом случае человек как бы мстит человечеству, во втором - требует
от него привычного отношения; так или иначе он оказывается в положении берущего, а не дающего.
Именно это - ключевой момент терапии: такой человек существует как бы в условном мире, где он не
обнаруживает своей неполноценности, замаскированной позицией псевдосильного - берущего; но это
не снижает тревожности, ибо переживание неполноценности сохраняется в неосознаваемом виде. И
задача терапевта - восстановить реалистические отношения клиента с миром, раскрыть его навстречу
людям.
Идея А. Адлера о важности чувства безопасности в развитии ребенка стала одной из главных в
ряде психотерапевтических направлений, основанных на психоанализе и психологии гуманистической.
;
Важнейшие результаты психологии индивидуальной - это:
1) развитие концепции комплексов;
2) разработка понятия и теории комплекса неполноценности;
3) создание концепций компенсации и сверхкомпенсации, исследование действия этих
механизмов;
4) разработка проблем личности, поведения, стиля жизненного, творчества, сновидений,
неврозов и пр.
Идеи психологии индивидуальной получили на Западе распространение не только в психологии
личности, но и в психологии социальной, где они использовались в групповых методах терапии (->
психотерапия групповая). Она оказала влияние и на сторонников неофрейдизма.
ПСИХОЛОГИЯ ИНЖЕНЕРНАЯ
- отрасль психологии, исследующая процессы и средства
информационного взаимодействия между человеком и машиной, деятельность в системе человек-
машина, взаимодействие человека и технических устройств. Возникла в условиях научно-технической
революции, преобразовавшей структуру производственного труда, важнейшими составляющими коего
стали процессы восприятия и переработки оперативной информации, принятие решений в условиях
ограниченного времени.
Основная задача психологии инженерной - исследование процессов приема, переработки и
хранения информации человеком, производимых при проектировании технических устройств и
управлении ими.
Основные проблемы психологии инженерной:
1) анализ задач человека в системах управления, распределение функций между человеком и
автоматическими устройствами, в частности компьютерами;
2) исследование деятельности совместной операторов, процессов общения и информационного
взаимодействия между ними;
3) анализ психологической структуры деятельности оператора, ее психофизиологических и
психологических аспектов;
4) исследование факторов, влияющих на эффективность, качество, точность, скорость,
надежность действий операторов;
5) исследование процессов приема человеком информации, изучение сенсорного «входа»
человека;
6) анализ процессов переработки информации человеком, ее хранения и принятия решений,
психологических механизмов регуляции деятельности операторов;
7) исследование процессов формирования команд и выполнения управляющих действий
человеком, характеристик его речевого и моторного «выхода»;
8) разработка методов психодиагностики, ориентации профессиональной и отбора специалистов
операторского профиля, их обучения и расстановки кадров;
9) анализ и оптимизации процессов обучения операторов.
Hosted by uCoz