Navigation bar
  Print document Start Previous page
 377 of 599 
Next page End  

1) диагностика отклонений в интеллектуальном и личностном развитии;
2) коррекция отклоняющихся форм поведения (-> поведение девиантное);
3) психопрофилактика, психотерапия и реабилитация социальная пациентов, имеющих
расстройства психопатические, психосоматические или пограничные;
4) исследование психических больных.
ПСИХОЛОГИЯ КОГНИТИВНАЯ
- одно из ведущих направлений современной зарубежной
психологии. Возникла в конце 50-х - начале 60-х гг. XX в. как реакция на характерное для бихевиоризма
отрицание роли внутренней организации процессов психических. Распространилась в США,
преимущественно в 70-е годы.
Исходит из того, что любая ассоциация между стимулом и реакцией создается сначала в мозге.
Использует данные теории информации и ее приложения к информатике, а также исследования
развития речи, позволяющие по-новому понимать механизмы усложнения процессов психических.
Первоначально главной задачей психологии когнитивной было изучение преобразований
информации сенсорной от момента попадания стимула на рецепторные поверхности до получения
ответа (Д. Бродбент, С. Стернберг). Исследователи исходили из аналогии процессов переработки
информации у человека и в компьютере. Были выделены многочисленные структурные составляющие
(блоки) познавательных и исполнительных процессов, в том числе память кратковременная и
долговременная (Дж. Сперлинг, Р. Аткинсон).
Эта линия исследований, столкнувшись с серьезными трудностями в связи с увеличением
количества структурных моделей частных процессов психических, привела к пониманию психологии
когнитивной как направления, задачей коего является доказательство решающей роли знания в
поведении субъекта (У. Найссер). При таком расширенном подходе психология когнитивная содержит
все направления, критикующие бихевиоризм и психоанализ с интеллектуалистических или
менталистских позиций (Ж. Пиаже, Дж. Брунер, Дж. Фодор). Центральным становится вопрос об
организации знания в памяти, в том числе о соотношении вербальных и образных компонент в
процессах запоминания и мышления (Г. Бауэр, А. Пайвио, Р. Шеппард). Интенсивно разрабатываются
также когнитивные теории эмоций (С. Шехтер), различий индивидуальных (М. Айзенк) и личности
(Дж. Келли, М. Махони).
Количество исследований во всех направлениях этой области растет, так что лидер или главный
теоретик не выделяется. Среди самых перспективных и интересных тем можно назвать:
1) изучение мысленных образов;
2) анализ организации памяти;
3) исследование вопросов мотивации - она рассматривается не как «движущая сила», а скорее как
«селективный механизм», выбирающий из возможных форм поведения наиболее соответственную
состоянию психики или планам индивида.
В определенном смысле психология когнитивная вновь поднимает темы, прежде увлекавшие
структуралистов и функционалистов, но есть и принципиальное различие: строгость
экспериментирования, жесткий контроль, а также подбор таких определений и переменных, кои были
бы операциональными, а не основанными на интроспекции.
Как попытка преодоления кризиса бихевиоризма, гештальт-психологии и других направлений
психология когнитивная не вполне оправдала надежды, ибо ей не удалось объединить разрозненные
линии исследований на единой концептуальной основе.
ПСИХОЛОГИЯ КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ
- отрасль психологии, изучающая порождение,
функционирование и структуру отражения психического реальности в деятельности индивидов и групп,
связанной с созданием и использованием компьютеров, включая их программное обеспечение.
Основные научные проблемы:
1) изучение закономерностей и принципов организации различных видов человеческой
деятельности, выполняемой посредством компьютеров;
2) изучение закономерностей и принципов организации диалога человека и компьютера;
3) изучение законов отражения психического и развития психического при использовании
компьютеров;
4) совершенствование моделей концептуальных различных видов активности психической.
Hosted by uCoz