Navigation bar
  Print document Start Previous page
 378 of 599 
Next page End  

Основная прикладная задача психологии компьютеризации - разработка психологических основ
создания эффективных компьютеризованных систем. Имеются общие и специфические для
определенной области предметной основы компьютеризации, - например, для обучения, управления,
проектирования, научных исследований.
Центральное положение психологической модели мышления в контексте компьютеризации -
тезис о неалгоритмической природе мышления. Сущность мышления творческого не сводится к
алгоритму, она проявляется прежде всего в ломке старых и создании новых алгоритмов, в
осуществлении мышления способом, отличным от алгоритмических процедур. Неалгоритмическая
модель есть модель мышления как деятельности, где развертываются процессы целеобразования,
смыслообразования и мотивообразования, выражающие ее творческую природу.
При оценке уже достигнутого уровня интеллектуальности компьютера, проектов его
совершенствования, обосновании выбора конкретного варианта компьютеризации важно учитывать
психологические характеристики деятельности интеллектуальной, кои не воспроизводятся в
«интеллектуальных» компьютерных системах: мотив, регуляция эмоциональная, целеобразование. Из
психологических принципов организации взаимодействия человека и компьютера наибольшее
внимание уделяется принципу индивидуализации.
Компьютеризация имеет определенные психологические последствия - совокупность изменений,
порождаемых ею в психике. Эти изменения значительны и относятся к познавательным и к
эмоционально-мотивационным процессам, к сознанию и бессознательному, к личности и
индивидуальности. Изменения могут быть ситуативными и устойчивыми, прямыми и побочными.
Изучение последствий компьютеризации и организация использования компьютеров с их учетом - одна
из актуальных задач психология компьютеризации.
ПСИХОЛОГИЯ КОНСУЛЬТАТИВНАЯ
- раздел знания, содержащий систематическое
описание процесса оказания психологической помощи - консультирования. Исходит из представления о
том, что с помощью специально организованного процесса общения у клиента можно актуализовать
дополнительные психологические силы и способности, кои в свою очередь могут обеспечить отыскание
новых возможностей выхода из трудной жизненной ситуации. Соответственно психология
консультативная пытается ответить на пять основных вопросов:
1) в чем суть процесса, возникающего между человеком, оказавшимся в трудной ситуации и
обращающимся за помощью - клиентом, и человеком, ее оказывающим - консультантом;
2) каковы должны быть личностные черты, установки, знания и умения консультанта;
3) какие резервы, внутренние силы клиента могут быть актуализованы в ходе консультирования;
4) какие особенности налагает на процесс консультирования особая ситуация, сложившаяся в
жизни клиента;
5) каковы приемы или техника, кои может сознательно использовать консультант в ходе оказания
помощи.
Психология консультативная содержательно и организационно обособилась в начале 50-х гг. в
США - по мере осознания специфики процесса консультирования и его отличия от психотерапии и от
обучения. От классической психотерапии консультирование отличает отказ от концепции болезни,
большее внимание к ситуации и личностным ресурсам; от обучения - придание значения не столько
знаниям, сообщаемым клиенту в ходе консультативных встреч, сколько особым взаимоотношениям
между консультантом и клиентом, порождающим у клиента дополнительные возможности
самостоятельного преодоления трудностей. Однако между этими тремя областями не существует
жестких границ; модели психотерапии, консультирования и обучения взаимообогащают друг друга.
Психология консультативная базируется на психологии социальной, клинической и
дифференциальной, психологии личности и тестологии. Выбор оснований для конкретной модели
консультирования часто связан с более общей теоретической ориентацией - психоаналитической (->
психоанализ), адлерианской, личностно-центрированной, бихевиоральной, когнитивной и пр. Модели
консультирования специфицируются и приспосабливаются соответственно жизненным ситуациям,
вызывающим психическую дезадаптацию, нарушения в развитии. К основным моделям или парадигмам
консультирования относятся:
1) тренинг жизненных навыков;
Hosted by uCoz