Navigation bar
  Print document Start Previous page
 382 of 599 
Next page End  

Сложность развития психологии музыкальной обусловлена недостатком исследователей,
объединяющих профессиональную музыкальную и психологическую подготовку, а также отсутствием
методик, соответственных предмету исследования.
ПСИХОЛОГИЯ НАУКИ - отрасль, изучающая психологические факторы научной деятельности
для повышения ее эффективности. Трактует эти факторы, исходя из понимания науки как социально
организованной системы особого вида духовного производства, продукты коего отображают реальность
в эмпирически контролируемых логических формах. Поэтому область психологии науки неразрывно
связана с другими областями комплексной «науки о науке» - науковедения: логикой науки, историей
науки, социологией науки, организацией науки, экономикой науки, этикой науки. С этих позиций
преодолевается индивидуалистический подход к творчеству ученых, кое во всех его аспектах
рассматривается в обусловленности законами развития науки, ее исторически изменчивыми
структурами - предметно-логическими и социальными.
Задачи психологии науки таковы:
1) исследование психологических механизмов производства научных знаний в условиях
индивидуальной и коллективной деятельности;
2) разработка проблем психологической подготовки научных кадров, диагностики и
формирования соответственных личностных качеств и установок;
3) разработка проблем возрастной динамики творчества;
4) анализ психологических аспектов научных коммуникаций, восприятия и оценки новых идей;
5) анализ психологических аспектов автоматизации и компьютеризации исследований, и пр.
Один из разделов психологии науки - психология социальная науки, изучающая деятельность,
общение и отношения межличностные ученых в организациях и коллективах формальных и
неформальных. К последним относятся, в частности, школа научная и «колледж незримый».
ПСИХОЛОГИЯ НАУЧНАЯ - основателем ее принято считать В. Вундта, открывшего в 1879 г.
первую экспериментальную психологическую лабораторию. В целом Вундт придерживался
ассоцианизма, и задачей психологии считал изучение элементов сознания и выявление законов, по
коим образуются связи между элементами. Его интересовала структура сознания, и потому это
направление получило название структурализма, а теория Вундта - теорией элементов сознания.
Основной метод изучения оставался интроспективным, а эксперимент играл вспомогательную роль. Но
при всей глубине и оригинальности идей Вундт не оставил большой научной школы.
Другой крупный психолог того времени, вклад коего уникален, был У. Джемс, создатель теории
потока сознания. Хотя он не был экспериментатором, но на основе данных самонаблюдения самого себя
и других людей, на клиническом материале и наблюдении создал особый подход к сознанию и
собственную теорию. Согласно Джемсу, кроме вопросов о том, как устроена душа и что лежит в ее
основе, крайне важен вопрос о том, какую ценность она составляет для человека, чему служит (это
направление называется функционализмом). Основное заключается в том, что душа позволяет
приспособиться к миру. Душевная жизнь представляется как непрерывный поток ощущений, поток
опыта, из коих сознание отбирает то, что соответствует потребностям, и как бы оформляет внутренний
мир. Главное - не то, каков мир сам по себе, но то, как человек чувствует себя в нем, а это зависит от
того, как человек видит мир - каким он его себе выстраивает во внутреннем плане (такая позиция
называется феноменализмом). Итак, главная задача души - «приспособить» человека к миру путем
выстраивания из ощущений такого мира, что удобен для субъекта, пусть этот мир и не соответствует
объективному. Отсюда следует уникальность и неповторимость субъективных миров - особенно в
отношении Я и самосознания. Однако и Джемс не оставил большой научной школы.
Все же конец XIX и начало XX в. знаменательны появлением теорий, «переворачивающих»
психологию. Это были очень разные направления; два из них, психоанализ и бихевиоризм, являют
собой даже своеобразные научные революции. В сущности, в это время возникло много разных
«психологии» со своими принципами и языком; сперва они с трудом взаимодействовали и даже
противостояли, ныне же часто стремятся если не к объединению, то к заимствованиям методов,
понятий и пр. Этот период часто называется периодом открытого кризиса психологии; в это время
происходит трансформация предмета психологии и зарождается современная психология, и
теоретическая и практическая.
Hosted by uCoz