Navigation bar
  Print document Start Previous page
 385 of 599 
Next page End  

5) психологические вопросы самой педагогической деятельности (психология учителя).
С известной условностью, связанной с реальным единством обучения и воспитания, можно
выделить такие разделы психологии педагогической:
1) психология обучения, исследующая закономерности усвоения знаний, умений и навыков;
2) психология воспитания, изучающая закономерности активного, целенаправленного
формирования личности. Позднее выделились психология учителя и исследования взаимоотношений в
учебно-воспитательном коллективе.
По сферам применения психологии педагогической выделяются:
1) психология воспитания дошкольного (-> психология дошкольная);
2) психология обучения и воспитания в возрасте школьном (-> психология школьная) - с
разделением на младший, средний и старший школьный возрасты, имеющие свою существенную
специфику (-> психология возрастная);
3) психология образования профессионально-технического;
4) психология школы высшей.
ПСИХОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ
- область психологии, изучающая психологические
компоненты - настроения, мнения, чувства, ориентации ценностные и прочее, а также их особенности -
в политической жизни общества, формируемые и проявляемые на уровне политического сознания и
самосознания наций, классов, групп социальных, правительств, индивидов и реализуемые в конкретных
политических действиях (-> сознание политическое). Изучает политическое поведение человека в
отношении проблем как политики внешней (война, терроризм, политические решения, этнические
конфликты, восприятие партнеров на переговорах), так и внутренней (политическое участие,
дискриминация меньшинств, формирование политических ориентации).
Многие проблемы, составляющие предмет психологии политической - воспитание
политическое, сознание общественное, психология воздействия идеологического, активность
политическая масс, и прочее - решаются в рамках психологии социальной, педагогической и
возрастной, социологии, экономики, философии.
Методы, используемые в психологии политической, преимущественно ориентированы на анализ
индивидуального поведения (контент-анализ, интервью, фокус-группы, тесты, оценки экспертные).
ПСИХОЛОГИЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ
- объединяет области психологии, обслуживающие
практику - направленные на помощь людям, переживающим сложности в личной жизни.
ПСИХОЛОГИЯ ПРОЕКТИВНАЯ - ее основные положения таковы:
1) целостность личности как единого «организма», взаимосвязанность ее отдельных функций, их
детерминированность «личностным контекстом»;
2) единство личности и среды социальной, их неразрывность и постоянное взаимодействие;
3) предмет исследования проективного - не объективные отношения личности и среды, а
субъективная концептуализация этих отношений индивидом:
4) личность - саморегулируемая система, цель коей - организация субъективного опыта согласно
адаптивным задачам;
5) личность - уникальная система процессов познавательных, потребностей, черт и способов
адаптации, образующих ее индивидуальный стиль.
ПСИХОЛОГИЯ ПРОПАГАНДЫ
- прикладной раздел психологии социальной, имеющий
предметом закономерности взаимодействия людей в системах, образуемых источником пропаганды и
аудиторией, а также влияние объективных и субъективных факторов на ход и результаты этого процесса.
В психологии пропаганды рассматриваются:
1) процессы распространения сообщений на уровне формирования, закрепления или изменения
установок по отношению к объектам, имеющим социальную значимость;
2) психологическая сторона процессов появления и функционирования общественных
настроений и общественного мнения;
3) способы побуждения людей к действиям - в связи с объектами установок и мнений.
Как самостоятельный раздел психологии социальной она возникла в первой половине XX в. в
США, где ее развитие связано с работами Б. Берельсона, X. Кентрила, П. Лазарсфельда, Г. Олпорта, У.
Шрамма. Различаясь в деталях создаваемых концепций, эти работы были едины в манипуляторском
Hosted by uCoz