Navigation bar
  Print document Start Previous page
 409 of 599 
Next page End  

Термин цикл жизненный подразумевает повторяющиеся, относительно инвариантные аспекты
развития. Эти циклы бывают:
1) биологическими - последовательные этапы рождения, роста, созревания, старения и смерти (-
> онтогенез);
2) социальными - усвоение, выполнение и, наконец, утрата определенных комплексов трудовых,
семейных и прочих социальных ролей;
3) смешанными, биосоциальными - смена возрастных поколений, когорт, где биологические
закономерности старения дополняются социальными, в силу коих младшие сначала учатся у старших,
затем действуют наряду с ними и потом сменяют их.
Кроме индивидуального жизненного цикла, говорят также:
1) о циклах семейной жизни: вступление в брак - рождение детей - семья с детьми разного
возраста - семья, откуда уже ушли взрослые дети, - и пр.;
2) профессиональной карьеры - от выбора профессии до ухода на пенсию, и пр.
Понятие цикла жизненного предполагает некую замкнутость, завершенность процесса, центр
коего находится в нем самом, а последовательность стадий жестко определена. Однако важнейшие
этапы человеческого развития непонятны без учета собственных усилий личности и ее взаимодействия
с другими, кои не могут описываться в циклических терминах.
В отличие от цикла жизненного, путь жизненный характерен многомерностью, предполагает
наличие множества автономных тенденций, линий и возможностей развития. В зависимости от
исследовательских задач и стиля мышления науки естественные и социальные по-разному периодизуют
путь жизненный. Биологи и психофизиологи подчеркивают значение критических, или сенситивных
периодов, когда организм повышенно восприимчив к определенным внешним или внутренним
факторам, воздействие коих именно в этой и никакой другой точке развития производит в нем важные
необратимые изменения. Социологи говорят о социальных переходах, поворотных пунктах развития,
коим нередко сопутствуют специальные ритуалы (обряды перехода), радикально изменяющие
социальное положение, статус или структуру деятельности индивида: поступление в школу, гражданское
совершеннолетие, вступление в брак, и пр.
Поскольку критические периоды и социальные переходы обычно сопровождаются существенной,
подчас болезненной психической перестройкой, в психологии для описания этих процессов
используется особое понятие возрастных или нормативных жизненных кризисов, кои признаются
статистически нормальными, типичными для данного возраста или стадии пути жизненного (-> кризис
возрастной). Знание этих критических периодов и жизненных кризисов важно практически.
Путь жизненный личности, как и история человечества, являет собой результат сцепления
множества индивидуально-неповторимых характеров и обстоятельств, не могущих описываться лишь в
терминах безличных структур и процессов. Жизненные события, интересующие психотерапевта-
биографа, имеют не только объективное значение, но и субъективный смысл личностный, расшифровка
коего требует специальных источников и методов познания (-> метод биографический).
Ни одно жизненное событие не может быть понято без соотнесения его:
1) с хронологическим возрастом индивида в момент совершения события;
2) с его когортной принадлежностью;
3) с исторической эпохой и датой события;
4) с личностным смыслом этого события для субъекта.
Хронология и последовательность многих важнейших жизненных событий и социальных
переходов (например, возраст физического созревания, время окончания школы, начала деятельности
трудовой, и пр.) зависят от макросоциальных условий.
ПЬЯНСТВО (пьянство бытовое) - ситуационно обусловленное злоупотребление алкоголем без
появления признаков привыкания.
_Р_
РАБОТА АНАЛИЗА
- согласно З. Фрейду - психоаналитический прием анализа сновидений,
посредством коего совершается переход от явного содержания сна к лежащим в
(
его основе мыслям.
Hosted by uCoz