Navigation bar
  Print document Start Previous page
 413 of 599 
Next page End  

деятельность предметная у глухих и слабослышащих детей становится ведущей лишь к пяти годам, у
детей умственно отсталых - вообще к концу возраста дошкольного.
У всех аномальных детей наблюдаются дефекты развития речевого. При этом отклонения
развития психического могут обусловливаться незначительными первичными нарушениями. Например,
при снижении слуха до невосприятия речи шепотом уже возможны существенные нарушения развития
речевого. При своевременном корректирующем воздействии может достигаться полное восстановление
или же замещение нарушенной вторичной функции; но спонтанной компенсации дефекта, как правило,
не бывает.
РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКОЕ: ПЕРИОДИЗАЦИЯ
- выделение в онтогенезе качественно
своеобразных ступеней - стадий развития психического.
В разных моделях развития психического вводятся разные стадии; критерии их выделения тоже
различны. Например:
1) у Ст. Холла - онтогенез психики рассматривается как процесс, в целом повторяющий процесс
исторического развития человечества; выделяются такие стадии: младенчество, детство, возраст
предподростковый и юность, кои соответствуют стадиям эволюции общества: животная стадия,
дикость, начало цивилизации, эпоха романтизма;
2) у Ж. Пиаже - критерием периодизации выступает развитие интеллекта;
3) у З. Фрейда - направленность либидинозной энергии;
4) у Э. Эриксона - центральные задачи возраста;
5) у Д. Б. Эльконина - смена типов деятельности ведущей.
РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКОЕ / ФИЛОГЕНЕЗ (развитие психики в филогенезе) - качественные
изменения психики, происходящие в рамках эволюционного развития живых существ, обусловленные
усложнением их взаимодействия с внешней средой. Могут происходить на биологической или
общественно-исторической основе. С позиций материализма, сама психика как способность ощущения
возникла из раздражимости живых существ и развивалась в связи с образованием и развитием их
системы нервной. В своей эволюции психика прошла ряд стадий: от сенсорной - к перцептивной - и
далее к интеллектуальной стадии - и к формированию сознания. Сознание как особенность психики
человека является продуктом общественно-исторического развития человеческого общества,
возможность существования коего обусловлена использованием и изготовлением орудий труда,
элементов языка, знаний, норм поведения.
РАЗВИТИЕ РЕВОЛЮЦИОННОЕ - 1. Быстрое и глубокое преобразование психики и поведения
при переходе человека из одной возрастной категории в другую.
2. Одно из ключевых понятий теории, утверждающей зависимость развития психики и
поведения людей не от генотипа, но от воздействий среды, которая своими влияниями и
воздействиями вызывает коренные изменения в психике и поведении субъекта, создавая нечто, не
бывшее прежде даже в зародыше.
РАЗВИТИЕ СЕКСУАЛЬНОЕ
- поэтапный процесс формирования развитой сексуальности,
начинающийся с момента рождения. Его основные фазы характерны доминированием определенных
зон эрогенных:
1) фаза оральная - первый год жизни - слизистые оболочки рта и губ;
2) фаза анальная - второй - третий годы - слизистая оболочка заднего прохода;
3) фаза фаллическая - четвертый - шестой годы - фаллос (пенис);
4) фаза латентная - пять - одиннадцать лет;
5) фаза генитальная - с начала периода пубертатного - половые органы: зрелое половое
поведение.
РАЗВИТИЕ СИТУАЦИОННОЕ - быстрое, недостаточно устойчивое и требующее подкрепления
изменение в психике и поведении ребенка, вызванное влиянием ситуационных социальных факторов.
РАЗВИТИЕ УМСТВЕННОЕ: УРОВЕНЬ
- совокупность знаний, умений и сформированных
при их усвоении умственных действий; свободное оперирование ими в процессах мышления,
обеспечивающих усвоение в определенном объеме новых знаний и умений.
Наличный уровень развития умственного - это состояние познавательных и творческих
возможностей индивида. Информация об уровне развития умственного может быть получена путем
Hosted by uCoz