Navigation bar
  Print document Start Previous page
 43 of 599 
Next page End  

заслугой признается показ возможности объективного подхода к психологическим явлениям и
разработка методологии и техники экспериментальных исследований. Итак, бихевиоризм предметом
изучения сделал поведение, и его приложения - педагогика и психотерапия (в обоих случаях
предполагается формирование нужных реакций и исправление ошибочных). Идеи бихевиоризма
оказали влияние на лингвистику, антропологию, социологию, семиотику и стали одним из истоков
кибернетики. Бихевиористы внесли существенный вклад в разработку эмпирических и математических
методов изучения поведения, в постановку ряда психологических проблем, в особенности касающихся
научения - приобретения организмом новых форы поведения. Основное значение бихевиоризма для
развития категориального аппарата психологии (-> категоризация) заключается в разработке категории
действия, кое в прежних концепциях рассматривалось только как внутренний акт или процесс, тогда как
бихевиоризм расширил область психологии, включив в нее внешние, телесные реакции. Но ввиду
методологических изъянов исходной концепции бихевиоризма уже в 20-х гг. XX в. начался ее распад на
ряд направлений, сочетающих основную доктрину с элементами других теорий - в частности, гештальт-
психологии, а затем психоанализа. Возник необихевиоризм. Важные заслуги бихевиоризма следующие:
1) он внес в психологию сильный крен в естественнонаучную сторону;
2) он ввел объективный метод, основывающийся на регистрации и анализе внешне наблюдаемых
фактов, процессов и событий, благодаря чему получили бурное развитие инструментальные приемы
исследования процессов психических;
3) был чрезвычайно расширен класс исследуемых объектов, стало интенсивно изучаться
поведение животных, младенцев и пр.;
4) были значительно продвинуты отдельные разделы психологии, в том числе проблемы
научения, образования навыков и пр. Основной недостаток бихевиоризма состоит в недоучете
сложности психической деятельности, излишнем сближении психики животных и человека,
игнорировании процессов сознания, высших форм научения, творчества, самоопределения личности и
пр. Бихевиоризм прошел путь от сугубо механистических концепций до теорий, выдвигаемых
современными необихевиористами. Хотя некоторые аспекты этого направления выглядят
упрощенными и неспособными объяснить поведение во всей его полноте, главная заслуга его - в том,
что оно внесло в изучение человеческой деятельности научную строгость и показало, как ею можно
управлять. Эволюция бихевиоризма показала, что его исходные принципы не могут стимулировать
прогресс научного знания о поведении. Даже психологи, воспитанные на этих принципах, приходят к
выводу об их недостаточности, о необходимости включить в состав главных объяснительных понятий
психологии понятия образа, внутреннего, «ментального» плана поведения и прочие, а также обращаться
к физиологическим механизмам поведения. Ныне лишь немногие из американских психологов
(особенно школа Скиннера) продолжают защищать постулаты ортодоксального бихевиоризма.
БЛИЗНЕЦЫ ДВУЯЙЦЕВЫЕ
- близнецы, развивающиеся из двух разных яйцеклеток от
одновременного оплодотворения двумя разными сперматозоидами. Бывают одного или разного пола и
обнаруживают те же различия, что и обычные братья и сестры.
БЛИЗОСТЬ - согласно Г. С. Салливану - тип ситуации, включающий двоих и предоставляющий
возможности для утверждения личных ценностей на основе сотрудничества, кое порождается взаимно
приспособительным поведением, направленным на достижение возрастающего взаимного
удовлетворения и чувства безопасности своего положения.
БЛОКИ МОЗГА
- структурно-функциональная модель мозговой локализации функций,
психических высших человека, разработанная А. Р. Лурией. Каждая функция психическая высшая
выполняется за счет работы трех мозговых блоков. Первый блок -
блок регуляции уровня общей и
избирательной активации мозга головного - образован неспецифическими структурами ретикулярной
формации ствола мозга, структурами среднего мозга, диэнцефальных отделов ствола, лимбической
системы, медиобазальными отделами коры лобных и височных долей мозга. Второй блок - блок приема,
переработки и хранения модально-специфической информации - образован основными
анализаторными системами (зрительной, слуховой, кожно-кинестетической), корковые зоны которых
расположены в задних отделах больших полушарий. Третий блок - блок программирования, регуляции и
контроля за протеканием функции психической, обеспечивающий формирование мотивов деятельности
и контроль за результатами деятельности посредством большого числа двусторонних связей с
Hosted by uCoz