Navigation bar
  Print document Start Previous page
 437 of 599 
Next page End  

Вопрос этот встает не перед каждой личностью и не с равной силой. В молодые годы он
появляется редко; в молодости подобные вопросы, если и ставятся, звучат несколько иначе: не «для чего
я живу?», а «для чего (или как) я хочу жить?». В молодости еще много стихийно возникающих и
действующих мотивов, и нужно окунуться в жизнь, пройти ее некие этапы, чтобы началась внутренняя
работа по осмыслению собственной жизни. Нередко вопрос о смысле жизни возникает лишь вместе с
появлением осязаемого ощущения ее конечности - неизбежности смерти.
Можно определенно сказать, что поиск смысла жизни - одна из самых важных функций
самосознания. На языке научных понятий этот поиск можно представить как процесс, направленный на
полную интеграцию и координацию личной сферы мотивационной.
САМООТЧЕТ -> самоконтроль; самонаблюдение; личность: самоопределение.
САМООЦЕНКА
- оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди
других людей, - ценность, приписываемая ею себе или отдельным своим качествам. Относясь к ядру
личности, она - важный регулятор поведения. От нее зависят взаимоотношения человека с
окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым
она влияет на эффективность деятельности и дальнейшее развитие личности. В качестве основного
критерия оценивания выступает система смыслов личностных индивида.
Главные функции, выполняемые самооценкой:
1) регуляторная - на основе коей происходит решение задач личностного выбора;
2) защитная - обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности.
Самооценка имеет важное отличие от интроспекции (=> самопознание).
Самооценка тесно связана с уровнем притязаний человека - степенью трудности целей, кои он
себе ставит. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями ведет к тому, что он
начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным -
возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и пр. Самооценка внешне выражается в
том, как человек оценивает возможности и результаты деятельности других (например, принижает их
при завышенной самооценке). Значительную роль в формировании самооценки играют оценки
окружающих личностей и достижений индивида.
В отечественной психологии показано влияние самооценки на познавательную деятельность
человека (восприятие, представление, решение интеллектуальных задач), место самооценки в системе
отношений межличностных, определены приемы формирования адекватной самооценки, а при ее
деформации - приемы ее преобразований путем воспитательных воздействий.
САМОПОЗНАНИЕ
- так же, как самооценка и самосознание, имеет важные отличия от
интроспекции:
1) эти процессы куда сложнее и продолжительнее, чем обычные акты интроспекции; в них
входят данные самонаблюдения, но лишь как первичный материал, накапливаемый и подвергаемый
обработке;
2) сведения о себе человек получает не только (часто - и не столько) от самонаблюдения, но и от
внешних источников - объективных результатов своих действий, отношения других людей и пр.
Самопознание - познание себя - одна из самых сложных и самых субъективно важных задач. Ее
сложность вызвана многими причинами:
1) человек должен развить свои познавательные способности, накопить соответственные
средства, а потом уже применить их к самопознанию;
2) должен накопиться материал для познания-человек должен чем-то, кем-то стать; притом он
непрерывно развивается, и самопознание постоянно отстает от своего объекта;
3) всякое получение знания о себе уже фактом своего получения меняет субъекта: узнав о себе
нечто, он становится иным; потому задача самопознания столь субъективно значима - ведь всякое
продвижение в ней - шаг в саморазвитии, самосовершенствовании.
Самопознание начинается в очень раннем детстве, но тогда имеет совершенно особые формы и
содержание. Сперва ребенок учится отделять себя от физического мира - он пока не знает, что относится
к его телу, а что - нет. Позднее он начинает осознавать себя уже в другом смысле - как члена социальной
микрогруппы. Но и здесь поначалу наблюдается сходное явление: он еще плохо отделяет себя от других,
что выражается в известном детском эгоцентризме: в сознании ребенка он сам - как бы центр
Hosted by uCoz