Navigation bar
  Print document Start Previous page
 440 of 599 
Next page End  

живого, подвижного, быстро отзывающегося на окружающие события, сравнительно легко и быстро
переживающего неудачи и неприятности. Он отмечен высокой психической активностью,
энергичностью, работоспособностью, быстротой и живостью движений, разнообразием и богатством
мимики, быстрым темпом речи. Стремится к частой смене впечатлений, легко и быстро отзывается на
внешние события, общителен. Эмоции - преимущественно положительные - быстро возникают и
быстро сменяются.
СВЕРХ-Я (идеальное-Я; идеал-Я; Я-идеал; Супер-Эго; супер-эго; super-ego) - одна из компонент
структуры личности в теории З. Фрейда. Сфера личности, состоящая из комплекса совести, моральных
черт и норм поведения, кои контролируют действия Я и предписывают ему моральные образцы
подражания и деятельности.
Сверх-Я - особая инстанция, выделяемая из Оно в раннем возрасте, начиная с четырех лет, и
выступающая, в частности, как голос совести; призвана подавлять запретные влечения, противостоя
побуждениям Оно и Я. Складываясь в раннем детстве под влиянием воспитания, оно являет собой
систему моральных чувств и требований к поведению, поступкам и решениям Я (Эго) субъекта. К пяти -
шести годам, в связи с решением проблемы комплекса Эдипа, в структуру Сверх-Я включается, наряду с
запретами, идеал-образ.
Сверх-Я возникает в результате действия двух чрезвычайно важных факторов:
1) продолжительности детской беспомощности и зависимости человека;
2) наличия у него комплекса Эдипа.
Сверх-Я - дистанцированная часть Я - восходит к влиянию родителей и воспитателей и строится
по примеру их Сверх-Я: механизмом формирования Сверх-Я выступает идентификация со Сверх-Я
родителей и прочих воспитателей. Поэтому Сверх-Я - носитель традиций и ценностей, передающихся
из поколения в поколение, и трудно поддается изменениям.
Ему присущи несколько взаимосвязанных функций:
1) функция носителя совести;
2) функция самонаблюдения как необходимая предпосылка контролирующей деятельности
совести;
3) функция формирования и носителя Я-идеала;
4) функция представителя всех моральных ограничений и поборника стремления к
совершенствованию.
Если Я поддается чрезмерному желанию наслаждения под давлением Оно и делает что-то
вопреки совести, то неизбежно его со наказание со стороны Сверх-Я в форме чувства стыда и
раскаяния. Я соизмеряет себя с Я-идеалом, формирование коего входит в функции Сверх-Я, стремится к
нему и старается выполнить его требование постоянного самосовершенствования. Сверх-Я находится в
постоянном антагонизме с Оно, запрещая Я выполнять его стремления и желания.
СВОБОДА
- 1. Независимость, отсутствие стеснений и ограничений, сковывающих жизнь и
деятельность некоего общества или его членов.
2. Вообще - отсутствие ограничений, стеснений в чем-либо.
СВОБОДА ВОЛИ -> воля свободная.
СВОБОДА СЕКСУАЛЬНАЯ ОСТАТОЧНАЯ - согласно З. Фрейду - объем сексуальной
свободы, ограниченный культурной и экономической структурой общества.
СВЯЗЬ - 1. Отношение взаимной зависимости, обусловленности, общности между чем-либо.
2. Тесное общение между кем-либо, чем-либо.
3. Общение с кем-либо, чем-либо а также средства, позволяющие сноситься, сообщаться.
СВЯЗЬ ВРЕМЕННАЯ - согласно И. П. Павлову - механизм, обеспечивающий функциональную
связь между отдельными структурами системы нервной при воздействии двух или более событий
актуальной внешней среды, существующую временно. Одной из форм проявления временной связи
являются рефлексы условные.
Ныне связь временная трактуется как общее понятие, включающее наряду с рефлексами
условными, требующими для своей реализации системы нервной, их аналоги, могущие вырабатываться
у простейших организмов, лишенных системы нервной.
Hosted by uCoz