Navigation bar
  Print document Start Previous page
 451 of 599 
Next page End  

СИНЕСТЕЗИЯ
- явление, состоящее в том, что некий раздражитель, действуя на
соответственный орган чувств, помимо воли субъекта вызывает не только ощущение, специфичное для
данного органа чувств, но еще и добавочное ощущение или представление, характерное для другого
органа чувств.
Синестезия связана с переходом возбуждения, вызванного ощущением, из одной модальности в
другую. Примеры - «мрачные звуки» и «светлый голос». Эта символика отражает не только осознание
чувственного тона ощущений, но и вызываемое ими психологическое состояние.
Самое распространенное проявление синестезии - так называемый цветной слух, при коем звук
наряду со слуховым ощущением вызывает и цветовое. Цветной слух наблюдался у композиторов
Римского-Корсакова, Скрябина. У многих людей желто-оранжевый цвет вызывает ощущение тепла, а
сине-зеленый - холода.
По природе синестезия, по-видимому, представляет собой усиленное взаимодействие
анализаторов. Ее своеобразные формы - например, визуализация слышимого - встречаются в патологии.
СИНКРЕТИЗМ
- в психологии - особенность мышления и восприятия - нерасчлененность
функций психических на ранних этапах развития ребенка (в возрасте раннем и дошкольном).
Проявляется в тенденции без достаточных оснований связывать между собой разнородные явления. Ряд
исследователей отмечали синкретичность детского восприятия, выражающуюся в нерасчлененности
чувственного образа объекта, в отсутствии выделения и соотнесения его внутренних связей и
компонент.
Согласно Л. С. Выготскому, синкретизм обусловлен стремлением ребенка принимать связь
впечатлений за связь вещей. При этом синкретические обобщения выступает первой стадией в развитии
значения слова, для коей характерен диффузный, ненаправленный перенос значения слова на ряд
связанных на перцептивном плане, но внутренне не родственных объектов.
Швейцарский психолог Ж. Пиаже относил синкретизм к основным характеристикам детского
мышления, объясняя неспособность ребенка к логическому рассуждению тенденцией заменять синтез
соединением рядоположенного. Принимая связь впечатлений за связь вещей, ребенок неосознанно и
ненаправленно - часто в форме игры или манипулирования словами - переносит значение слова на ряд
лишь внешне связанных явлений или объектов.
Согласно Выготскому, синкретизм имеет большое значение для развития детского мышления.
Отбирая в ходе последующей практики синкретические связи, соответственные действительности,
ребенок воссоздает для себя истинное значение слова.
СИНТЕЗ
- мыслительная операция - включенный в акты взаимодействия организма со средой
процесс практического или мысленного воссоединения целого из частей или соединения различных
элементов, сторон объекта в единое целое. Являет собой необходимый этап познания.
Синтез неразрывно связан с анализом, они взаимодополняют друг друга. Как свойственные
людям мыслительные операции, синтез и анализ исторически формируются в ходе их материально-
преобразующей деятельности.
СИНТЕЗ АФФЕРЕНТНЫЙ
- в теории системы функциональной (П. К. Анохин) - синтез
материала (запечатленного в памяти), мотивации, информации о среде и стимула пускового с целью
принятия решения. Здесь память трактуется как совокупность взаимосвязанных систем функциональных
различных уровней иерархии, сформированных в ходе эволюции и в индивидуальном жизненном
опыте, а мотивация - как конкретизация одной из потребностей организма. При синтезе афферентном
благодаря мотивации актуализуются все системы, деятельность коих когда-либо приводила к
удовлетворению данной потребности. Информация о среде помогает достигнуть требуемых в данной
обстановке результатов. Окончательное решение принимается в момент, когда некое событие - стимул
пусковой - дает перевес одной из систем, уже выбранных под действием мотивации и обстановки.
Поскольку иерархическая организация систем в памяти отражает эволюционную и индивидуальную
историю соотношений организма со средой, имеется соответственная иерархия синтезов афферентных.
Подобно любому системному процессу, синтез афферентный происходит не в какой-то отдельной
структуре мозга головного, но вовлекает различные уровни мозга и системы нервной вообще.
СИСТЕМА
- сложный объект - совокупность качественно различных достаточно устойчивых
элементов, взаимно связанных сложными и динамическими отношениями. Система как целое не
Hosted by uCoz