Navigation bar
  Print document Start Previous page
 46 of 599 
Next page End  

измеряет и насколько хорошо это делает; чем они валиднее, тем лучше отображается в них то качество
(свойство), ради измерения коего они создавались. Количественно валидность может выражаться через
корреляции результатов, полученных с помощью теста или методики, с другими показателями, -
например, с успешностью выполнения соответственной деятельности. Валидность можно обосновать
разными путями, чаще всего - комплексно. Применяются также дополнительные понятия валидности
концептуальной, критериальной, конструктивной, и прочие виды валидности - со своими способами
установления их уровня. Требование валидности весьма важно, и многие нарекания в адрес тестов или
иных психодиагностических методик связаны с сомнительностью их валидности. Например, валидность
измерения интеллекта зависит:
1) от определения понятия интеллекта, являющего ту или иную концепцию этого феномена;
2) от состава тестовых заданий, разрабатываемых согласно этой концепции;
3) от эмпирических критериев. Разные концепции требуют различного состава заданий, поэтому
важен вопрос валидности концептуальной. Чем больше задания соответствуют данной авторской
концепции интеллекта, тем увереннее можно говорить о валидности концептуальной теста. Корреляция
теста с эмпирическим критерием указывает на его возможную валидность по отношению к данному
критерию. Определение валидности теста всегда требует постановки дополнительных вопросов:
валидность для чего? для какой цели? по какому критерию? Итак, понятие валидности относится не
только к тесту, но и к критерию оценки его качества. Чем выше коэффициент корреляции теста с
критерием, тем выше валидность. Развитие анализа факторного позволило создавать тесты, валидные
по отношению к идентифицируемому фактору. Только проверенные на валидность тесты можно
использовать в ориентации профессиональной, отборе профессиональном, в исследованиях научных.
ВАЛИДНОСТЬ: КРИТЕРИЙ
- применительно методик означает независимые показатели и
признаки, по коим можно судить о ее валидности. По этим критериям оцениваются результаты,
получаемые при практическом применении методики. Критерии могут быть таковы:
1) поведенческие показатели - реакции, действия и поступки испытуемого в различных
ситуациях жизни;
2) достижения испытуемого в различных видах деятельности - учебной, трудовой и пр.;
3) данные о выполнении различных контрольных проб и заданий;
4) данные, получаемые из других методик, валидность или же связь коих с проверяемой
методикой считается твердо установленной.
ВАЛИДНОСТЬ ВНЕШНЯЯ
- применительно методик психодиагностических означает
соответствие результатов психодиагностики, проводимой посредством данной методики, независимым
от методики внешним признакам, относимым к субъекту обследования. Означает примерно то же самое,
что валидность эмпирическая, - с тою разницей, что здесь речь идет о связи между показателями
методики и самыми важными, ключевыми внешними признаками, относимыми к поведению
испытуемого. Методика психодиагностическая считается внешне валидной, если, например, ее
посредством оцениваются черты характера индивида и его внешне наблюдаемое поведение согласуется
с результатами проведенного тестирования.
ВАЛИДНОСТЬ ВНУТРЕННЯЯ
- применительно методик психодиагностических означает
соответствие содержащихся в ней заданий, субтестов и прочего общим цели и замыслу методики;
соответствие результатов психодиагностики, проводимой посредством данной методики, определению
оцениваемого психологического свойства, использованному в самой методике. Методика считается
внутренне невалидной или недостаточно валидной, когда все или часть включенных в нее вопросов,
заданий или субтестов измеряют не то, что требуется данной методикой.
ВАЛИДНОСТЬ КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ
- понимается как обоснование с позиции соответствия
авторским представлениям об особенностях диагностируемых свойств, как мера соответствия заданий
теста авторской концепции этих свойств.
ВАЛИДНОСТЬ КРИТЕРИАЛЬНАЯ (валидность по критерию) - Понимается как обоснование
корреляции между результатами теста и эмпирическим критерием. На возможную валидность теста по
отношению к этому критерию указывает корреляция с ним теста; чем выше коэффициент корреляции,
тем выше валидность. Развитие анализа факторного позволило создавать тесты, валидные по
отношению к идентифицируемому фактору.
Hosted by uCoz