Navigation bar
  Print document Start Previous page
 461 of 599 
Next page End  

при восприятии речи устной окружающих людей и - одновременно - при собственном проговаривании
слов соответственно воспринимаемым образцам.
СЛУХИ
- специфический вид коммуникации межличностной, в ходе коей сюжет, в известной
мере отражающий некие реальные или вымышленные события, становится достоянием обширной
диффузной аудитории. Наряду с описываемым событием слухи отражают также общественное мнение и
настроение, более общие социальные стереотипы и установки аудитории и, наконец, информационную
ситуацию в регионе. Они зачастую бывают источником ложной, искаженной информации.
Слухи принято классифицировать по двум параметрам:
1) экспрессивный - эмоциональные состояния, выражаемые в содержании слухов, и
соответственные типы реакций эмоциональных: слух - желание, слух - пугало, агрессивный слух;
2) информационный - степень достоверности сюжета: от абсолютно ложных до относительно
близких к действительности.
Основной фактор циркуляции слухов - возникающий из неудовлетворенного интереса
информационный вакуум, который склонен спонтанно заполняться. Знание причин и закономерностей
распространения слухов помогает организовать информационную политику так, чтобы свести к
минимуму вероятность их появления, а в случае появления - эффективно им противодействовать.
СЛУШАНИЕ АКТИВНОЕ - процесс слушания, характерный намеренно повышенной
активностью восприятия и субъективного участия индивида в ситуации общения. Включает в себя:
1) восприятие устного речевого сообщения - на сенсорном уровне;
2) вычленение сигнальных звуков в составе слов и их опознание - на перцептивном уровне;
3) установление смысла предложения и всего сообщения в целом - на когнитивном уровне.
Восприятие смысла при слушании активном значительно зависит от индивидуально-личностных
особенностей слушающего, прежде всего - от гибкости мышления и направленности личности.
СЛУШАНИЕ ДИХОТИЧЕСКОЕ - метод, используемый при исследовании памяти эхоической,
избирательности внимания, асимметрии межполушарной мозга головного. Заключается в распознании
испытуемым слуховой информации, поступающей через наушники по двум независимым каналам - на
левое и правое ухо.
СМЕШЕНИЕ ЦВЕТА (смешение цветов) -> цветосмешение.
СМЕЩЕНИЕ (сдвиг) - согласно З. Фрейду - второй результат работы сновидения - искажение
скрытого содержания сновидения (-> сновидение: содержание скрытое) путем перемещения акцентов с
главного на второстепенное, незначительное или безразличное. Главное средство искажения
сновидения (-> сновидение: искажение).
Как процесс и результат модификации и перегруппировки сновидений смещение проявляется:
1) в замещении скрытого элемента не собственно составной частью, но чем-то отдаленным -
намеком;
2) в перемещении психического акцента с какого-то важного элемента на другой, неважный или
безразличный, в силу чего в сновидении возникает другой центр и происходит подмена смысла
сновидения.
Согласно А. Фрейд - механизм защитный, заменяющий резкие и тяжелые тенденции менее
резкими и тяжелыми.
СМЫСЛ - в условиях деятельности коллективной впервые появляются операции, не
направленные прямо на предмет потребности - биологический мотив, но на некий промежуточный
результат, в рамках индивидуальной деятельности становящийся самостоятельной целью. Для субъекта
цель деятельности отделяется от ее мотива, и в деятельности выделяется - как ее новая единица -
действие.
Это сопровождается переживанием смысла действия, ибо для того чтобы совершить действие,
приводящее к промежуточному результату, нужно понять связь этого результата с мотивом - открыть для
себя смысл действия. Согласно А. Н. Леонтьеву, смысл и есть отражение цели действия к мотиву,
отношение действия к мотиву.
СМЫСЛ ЗДРАВЫЙ - совокупность общепринятых, часто неосознанных способов объяснения и
оценки явлений внешнего и внутреннего мира. Суммирует значимые, нужные каждому в повседневной
жизни фрагменты исторически доступного опыта. Наряду с информацией о природе и общественных
Hosted by uCoz