Navigation bar
  Print document Start Previous page
 483 of 599 
Next page End  

Неблагоприятные условия для развития способностей могут быть различны: обедненная среда,
неблагоприятные общие условия воспитания, неправильное обращение с мотивацией.
СПОСОБНОСТЬ: РАЗВИТИЕ
- очень остро стоит проблема выявления механизмов
формирования и развития способностей. Тонкие механизмы этого еще не известны, но некие сведения
имеются. Прежде всего это - данные о периодах сенситивных формирования функций. Применительно
специальных способностей можно предположить, что их функциональные структуры тоже имеют свои
периоды сенситивные.
Еще один вопрос, непосредственно связанный с развитием способностей, - особенности
мотивации. Одаренные дети обнаруживают сильную тягу к занятиям той деятельностью, к коей они
способны, и могут изо дня в день часами заниматься ею, не уставая и как бы вовсе не напрягаясь. Для
них это - одновременно труд и игра. Вокруг этих занятий концентрируются все их интересы. Трудно
определить, как здесь связаны высокие достижения и эмоциональная увлеченность, что здесь причина и
следствие. Видимо, оба фактора взаимосвязаны и взаимоусиливаются.
Неблагоприятные условия для развития способностей могут быть различны: обедненная среда
вызывает нехватку внешних впечатлений; неблагоприятные общие условия воспитания - трату
ребенком энергии на неконструктивные переживания; неправильное обращение с мотивацией, вроде
излишнего принуждения, - погасить спонтанную активность ребенка, «засушить» способность.
СПОСОБНОСТЬ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ
- система врожденных и выработанных
операциональных качеств, обеспечивающих успешное художественное творчество. Может проявляться
в достаточно раннем возрасте. Так, у Рафаэля способности проявились в 8 лет, у Ван Дейка - в 10, у
Микельанджело - в 13. В
структуре способностей изобразительных выделяются свойства ведущие и
свойства опорные. К ведущим относятся: мышление художественное и воображение творческое;
способность к ярким зрительным образам (=> эйдетизм; образ эйдетический); эмоциональность и
чувство эстетическое; воля и целеустремленность. К опорным свойствам относится сформированности
сенсомоторных операций (=> координация сенсомоторная).
Для проявления способностей изобразительных значимо не только умение создать изображение,
сходное с оригиналом, но и способность к дивергентному мышлению, быстрота научения, наличие
чувства эстетического.
СПОСОБНОСТЬ МУЗЫКАЛЬНАЯ - индивидуально-психологические особенности личности,
включающие:
1) природную слуховую чувствительность, обусловливающую анализ естественных, речевых или
музыкальных звуков;
2) развившееся в труде и социальном общении субъективное отношение к речевым и
музыкальным интонациям, выраженное в виде эмоциональной реакции. В своем развитии они
образуют систему со сложными динамическими связями между отдельными способностями. В структуре
способностей музыкальных выделяются способности основные, общие и специальные.
К основным способностям музыкальным, требуемым для всех видов музыкальной деятельности,
можно отнести:
1) чувство ладовое - способность переживать отношения между звуками как выразительные и
содержательные;
2) представления музыкально-слуховые - способность прослушивать «в уме» ранее воспринятую
музыку, составляющую основу для музыкального воображения, формирования музыкального образа и
развития музыкального мышления;
3) чувство музыкально-ритмическое - способность воспринимать, переживать, точно
воспроизводить и создавать новые ритмические сочетания.
К общим способностям музыкальным относятся:
1) память музыкальная (усвоение знаний, умений и навыков) - способствует накоплению
музыкальных впечатлений и слухового опыта, существенно влияющих на формирование способностей
музыкальных, а также на деятельность психическую слушателя, исполнителя, композитора и педагога;
органически включаясь в профессиональную деятельность, она обусловливает способ музыкального
мышления (вокальный или конкретно-инструментальный);
Hosted by uCoz