Navigation bar
  Print document Start Previous page
 501 of 599 
Next page End  

факторов среды и воспитательных воздействий, от коих в решающей степени зависит формирование
личности.
ТЕМПЕРАМЕНТ: КЛАССИФИКАЦИЯ
- в различных классификациях темпераментов в
основу полагаются разные их свойства:
1) скорость и сила реакций эмоциональных;
2) уровень активности и преобладающий чувственный тон;
3) шкалы экстраверсии / интроверсии и невротизма / стабильности эмоциональной;
4) реактивность и активность;
5) активность психическая общая, историка и эмоциональность.
Сходство, заметное в этих классификациях, Показывает, что выделяемые психологические
характеристики действительно образуют особую, достаточно однозначно определяемую группу свойств
индивида.
В этих примерах классификаций отмечены лишь самые общие из свойств. Более полный
перечень таких свойств, включая более частные, следующий: сенситивность, реактивность и активность,
темп реакций, пластичность и ригидность, экстравертированность и интровертированность,
возбудимость эмоциональная.
Выделенная особая группа свойств личности отлична как от способностей, так и от особенностей
ее мотивации. Их общие признаки таковы:
1) динамичность - все эти свойства относятся к процессу, к способам формирования и
существования конкретного содержания психической жизни; в этих способах выделяются именно
динамические характеристики;
2) устойчивость - как показали исследования, индивидуальные значения этих свойств, как
правило, сохраняются длительное время - точнее, не меняется или мало меняется их относительная
величина, их ранг;
3) онтогенетическая «первичность» - частное проявление устойчивости, но весьма важное, ибо
свойства темперамента выявляются уже в раннем детстве;
4) статистическая частота их проявления - хотя у большинства людей каждая из перечисленных
динамических особенностей в разных ситуациях проявляется в разной степени, к темпераменту
относятся лишь такие значения этих особенностей, кои в обычных условиях жизни проявляются чаще
всего и особенно типичны для данного человека;
5) признак предельности, или максимальности: здесь речь идет о том, что когда нужно судить о
свойствах темперамента данного человека по немногим или даже однократным проявлениям, то точнее
всего это можно сделать в условиях, максимально трудных для их проявления;
6) признак, показывающий соотношение темперамента с продуктивностью деятельности
психической: как показали исследования, различные типы темперамента предоставляют одинаковые
возможности для продуктивности деятельности психической, хотя «равнопродуктивность»
соответствует «разностильности» путей и средств, посредством коих достигаются результаты; в связи с
этим интересен тот факт, что даже противоположные полюсы отдельных свойств темперамента нельзя
однозначно оценить как только плохие или только хорошие;
7) обусловленность рассмотренных особенностей генотипическими свойствами системы
нервной - то есть силой процессов нервных, их уравновешенностью, подвижностью, а также
динамичностью, лабильностью и активированностью.
ТЕМПЕРАМЕНТ: ТИП
- согласно учению древнегреческого врача Гиппократа (VI в. до н. э.),
имеется четыре типа темперамента. Считалось, что в организме имеется четыре основных жидкости,
или «сока»: кровь, слизь, желтая желчь и черная желчь. Смешиваясь в определенных пропорциях, они
составляют его темперамент. Конкретное название типы темперамента получили по преобладающей в
организме жидкости: темперамент меланхолический, сангвинический, флегматический и холерический
(=> меланхолик; сангвиник; флегматик; холерик).
ТЕМПЕРАМЕНТ: УЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ (психологическое учение о темпераменте)
- Подход к темпераменту, характерный для этого учения, - идти от анализа только поведения. При
определении темперамента, как правило, не фигурирует признак врожденных, или органических основ,
а главная нагрузка - на признаке «формально-динамических свойств поведения», кои абстрагируются из
Hosted by uCoz