Navigation bar
  Print document Start Previous page
 511 of 599 
Next page End  

ТЕОРИЯ УСТАНОВКИ - общепсихологическая система представлений, выделяющая в качестве
центрального объяснительного понятия принцип установки. Создана в трудах грузинского советского
психолога Д. Н. Узнадзе и его школы (А.С. Прангишвили, И. Т. Бжалава, В. Г. Норакидзе и пр.).
По Узнадзе установка, это «целостная модификация субъекта», его готовность к восприятию
будущих событий и совершению в определенном направлении действий, что является основой его
целесообразной избирательной активности. Установка возникает при «встрече» двух факторов -
потребности и ситуации удовлетворения потребностей, определяя направленность любых проявлений
психики и поведения субъекта. Когда импульсивное поведение наталкивается на некие препятствия,
оно Прерывается и начинает функционировать специфический для сознания человека механизм
объективации, благодаря коему человек выделяет себя из действительности и начинает относиться к
миру как объективному и независимому от него.
Установки регулируют широкий спектр осознаваемых и неосознаваемых форм деятельности
психической. Для их исследования экспериментального предложен метод фиксации, различные
варианты коего применяются при анализе развития:
1) психики в филогенезе и онтогенезе;
2) процессов познавательных;
3) личности и отношений межличностных.
Особое внимание уделяется изучению с позиций теории установки неосознаваемых явлений
психических, понимание природы коих кардинально отличается от трактовки бессознательного в
психоанализе З. Фрейда.
Один из вариантов развития теории установки - концепция уровней активности психической
(Ш.А. Надирашвили). Теория установки выступает в качестве конкретно-научной методологии для
различных специальных отраслей психологии (медицинской, возрастной, инженерной, социальной и
др.).
ТЕОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕЙСТВИЙ ПЕРЦЕПТИВНЫХ
- концепция, разработанная А.
В. Запорожцем, в коей восприятие трактуется как овладение все более сложными видами действий
перцептивных, основанных на сопоставлении свойств воспринимаемых объектов с системами эталонов
сенсорных, коими ребенок овладевает в детстве. Первоначально происходит овладение
внешнедвигательными формами обследования объектов, базируемое на эталонах материальных. Затем,
после интериоризации, образуются собственно действия перцептивные, состоящие из все более
свернутых движений воспринимающих органов; при этом эталоны материальные сменяются
представлениями эталонными.
ТЕОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕЙСТВИЙ УМСТВЕННЫХ (теория поэтапного формирования
умственных действий, - теория планомерного формирования умственных действий) концепция,
разработанная П. Я. Гальпериным и развитая его последователями. Представляет собой общие
психологические основы формирования знаний, умений и навыков с предзаданными свойствами на
базе определенного плана и программы их поэтапного развития - как управляемого извне процесса
образования представлений и понятий об объектах на основе действий внешних.
Основана на ряде допущений:
1) перед выполнением нового действия нужна активная ориентировка субъекта в условиях
действия;
2) построение действия выполняется при преимущественной ориентации на орудия
деятельности психической, в качестве коих выделяются эталоны, знаки, меры;
3) восприятие и мышление суть интериоризованные действия внешние - действия предметные.
В контексте этой теории описаны четыре группы условий, требуемых для овладения новым
умственным действием:
1) наличие мотивации;
2) выполнение действия во внешней форме без ошибок;
3) обретение действием свойств обобщенности и разумности;
4) перевод действия в умственный план.
При выполнении требований теории в процессе учебном регламентируются следующие
действия:
Hosted by uCoz