Navigation bar
  Print document Start Previous page
 512 of 599 
Next page End  

1) сначала для учащихся разъясняется основа действия ориентировочная (-> действие: основа
ориентировочная), представленная в виде схемы на карточке;
2) на базе этой схемы начинается решение задач, совокупность коих соответствует полноценному
действию. При этом действие сначала выполняется и отрабатывается в речи внешней, которая
переходит в речь внутреннюю и, наконец, в речь скрытую, являющую собой исключительно внутреннее
действие.
ТЕОРИЯ ЧЕРТ ЛИЧНОСТНЫХ (теория черт личности) - теория личности, основанная на
научно определенном понятии черты личностной. Рассматривает строение, происхождение,
формирование и развитие личности как системы черт личностных.
ТЕОРИЯ ЭЛЕМЕНТОВ СОЗНАНИЯ
- теория, созданная В. Вундтом, который задачей
психологии считал изучение элементов сознания (как ощущения и «простые чувствования» типа
удовольствие-неудовольствие, покой-беспокойство и пр.) и выявление законов, по коим образуются
связи между элементами.
ТЕОРИЯ ЭМОЦИЙ ДЖЕМСА - ЛАНГЕ - выдвинута независимо американским философом и
психологом У. Джемсом и датским психологом Г. Ланге (80-е - 90-е гг. XIX в.). Согласно ей появление
эмоций обусловлено вызываемыми от внешних воздействий изменениями как в произвольной сфере
двигательной, так и в сфере непроизвольных актов сердечной, сосудистой и секреторной деятельности.
Совокупность ощущений, связанных с этими изменениями, и есть эмоциональное переживание.
Согласно Джемсу, человек печален потому, что плачет; боится потому, что дрожит; радуется потому, что
смеется. Эмоции рассматриваются как субъективное отражение органических процессов, утверждается
их производность от процессов, происходящих в организме.
Если У. Джемс связывал эмоции с широкой сферой периферических изменений, то Ланге -
только с состоянием иннервации и просветом сосудов. Итак, периферические органические изменения,
кои обычно рассматривались как следствие эмоций, объявлялись их причиной.
Теория эмоций Джемса - Ланге представляла собой попытку превратить эмоции в объект,
доступный естественному изучению. Но, связав эмоции исключительно с телесными изменениями, она
перевела их в разряд явлений, не имеющих отношения к потребностям и мотивам, и лишила эмоции их
адаптивного смысла, регулирующей функции. Проблема произвольной регуляции эмоций трактовалась
упрощенно: считалось, что нежелательные эмоции можно подавить, если намеренно совершать
действия, характерные для положительных эмоций.
Основные возражения психологов против теории эмоций Джемса - Ланге относятся к
механистическому пониманию эмоций как совокупности ощущений, вызываемых периферическими
изменениями, и к объяснению природы высших чувств. Критика теории физиологами основана на
данных, полученных в экспериментах с животными. Главные из них свидетельствуют о том, что одни и
те же периферические изменения происходят при самых разных эмоциях, а также при состояниях, с
эмоциями не связанных. Теория критикуется также за противоставление «низших», элементарных
эмоций, как обусловленных сдвигами в организме, «высшим», истинно человеческим - эстетическим,
интеллектуальным, нравственным и прочим, будто бы не имеющим материальных оснований.
ТЕОРИЯ ЭМОЦИЙ ИНФОРМАЦИОННАЯ - концепция, согласно коей эмоции определяются
некоей актуальной потребностью и возможностью ее удовлетворения, характеризуемой вероятностью
достижения цели. Субъект оценивает эту вероятность на базе врожденного и ранее обретенного
индивидуального опыта, непроизвольно сопоставляя информацию о средствах, времени, ресурсах,
предположительно надобных для удовлетворения потребности, с текущей информацией. Вероятность
достижения цели может прогнозироваться и на осознаваемом, и на неосознаваемом уровне.
Возрастание вероятности при поступлении новой информации порождает положительные эмоции,
падение вероятности ведет к отрицательным эмоциям. Стремление максимизовать - усилить, продлить,
повторить положительные эмоции и минимизовать - ослабить, прервать, предотвратить отрицательные
определяет регуляторные функции эмоций, их роль в организации поведения целенаправленного.
Теория эмоций информационная разработана в 1964 г. П. В. Симоновым на основе
психофизиологических экспериментов. В 1984 г. Д. Прайс и Дж. Баррелл в результате количественной
обработки данных психологических опытов подтвердили существование зависимости, которую назвали
общим законом человеческих эмоций.
Hosted by uCoz