Navigation bar
  Print document Start Previous page
 518 of 599 
Next page End  

Кроме требований к собственно тестам, существуют определенные строгие правила проведения
тестирования, обработки и интерпретации результатов (-> тестирование: правило).
ТЕСТ: ХАРАКТЕРИСТИКА
- к таковым относятся: адаптированность социокультурная,
валидность, достоверность, надежность, однозначность, сопоставимость, стандартизованность,
точность.
ТЕСТ АДДИТИВНЫЙ - относятся к тестам проективным. Среди этой группы тестов популярны
методики, предусматривающие завершение фразы и завершение истории. Существуют многочисленные
варианты. Фразы предлагаются исходя из того, какие свойства личности подлежат выявлению согласно
замыслу автора теста, и призваны стимулировать активность клиента для ответов в нужном
направлении. Методики типа завершения истории предполагают завершение неоконченных рассказов
или сказок, что часто имеет и психотерапевтическое значение, позволяя отреагировать подавленные
переживания в творчестве. Эти тесты несколько схожи с тестом апперцептивным тематическим, и
результаты часто интерпретируются аналогично, хотя из-за меньшей неопределенности исходной
ситуации можно четче прогнозировать область отреагирования.
ТЕСТ АППАРАТУРНЫЙ
- тест, предполагающий применение специальной аппаратуры -
различных технических устройств для предъявления тестовой информации или обработки результатов
теста. В качестве аппаратуры может выступать аудиотехника, видеотехника, компьютеры и пр.
ТЕСТ АППЕРЦЕПЦИИ ДЕТСКОЙ
- относится к тестам проективным, к группе тестов
интерпретативных. В различных вариантах в качестве персонажей выступают дети или животные, а
ситуации моделируют детские проблемы.
ТЕСТ АППЕРЦЕПТИВНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ (ТАТ) - одна из методик проективных,
относящаяся к группе методик интерпретации. Был впервые описан X. Мерреем в 1935 г. как методика
экспериментального изучения фантазии. Является средством выявления доминирующих потребностей,
конфликтов и актуальных эмоциональных состояний невротической личности.
ТАТ состоит из стандартного набора таблиц с изображением достаточно неопределенных
ситуаций. Каждая таблица, по замыслу авторов, предполагает актуализацию переживаний
определенного типа или отношений к определенным ситуациям и допускает неоднозначную
интерпретацию; специально выделяются таблицы, провоцирующие суицид, агрессию, сексуальную
перверсию, доминирование-подчинение, сексуальные и семейные конфликты и пр. Часть таблиц
предъявляется только мужчинам или только женщинам; есть таблицы для подростков. Испытуемому
предъявляется набор из 20 таблиц.
Исследование проводится в два сеанса с интервалом не более одного дня. Очень важна
спокойная, дружелюбная атмосфера. Начинать работу рекомендуется с некоей простой методики
проективной - рисования на заданную тему и пр. Об испытуемом должны быть известны основные
сведения: семейное и социальное положение, образование, профессия. Таблицы обычно предъявляются
с 1-й по 10-ю - в первый день, и с 11-й по 20-ю - во второй. При первом сеансе дается стандартная
инструкция, допускающая незначительные вариации соответственно культурному уровню и возрасту
испытуемого. Согласно инструкции, следует придумать рассказ по каждой картине: что происходит,
какие события привели к этой ситуации, каким будет ее исход, каковы чувства и мысли персонажей. Во
втором сеансе содержание инструкции напоминается и дается указание, что теперь рассказы должны
быть более драматичными - нужно дать волю фантазии. В числе таблиц есть и пустая: требуется
вообразить и описать в деталях какую угодно картину, а после придумать по ней рассказ.
При исследовании замечается время - как от момента предъявления таблицы до начала рассказа,
так и общее, затраченное на таблицу. Фиксируются все длинные паузы, оговорки, аграмматизмы,
своеобычные выражения и пр. При тестировании могут встречаться определенные технические
трудности, связанные, например, с забыванием пунктов инструкции и пр. После исследования
производится опрос, основная цель коего - получение дополнительных сведений об испытуемом и об
источниках тех или иных сюжетов, а также неувязок, оговорок и пр.
Анализ результатов ведется соответственно названным задачам ТАТ. Анализ начинается с
нахождения «героя» сюжета, с коим испытуемый в некоей мере идентифицирует себя. Следующий этап
состоит в определении важнейших характеристик героя. Затем все выявленные потребности
Hosted by uCoz