Navigation bar
  Print document Start Previous page
 540 of 599 
Next page End  

УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ТРУДОМ
- эмоционально-оценочное отношение личности или
группы к выполняемой работе и условиям ее протекания. От удовлетворенности трудом,
совершенствования форм его организации, гуманизации содержания зависит экономическая
эффективность труда.
Согласно теории двухфакторной - «мотивационно-гигиенической» (Ф. Херцбергер), есть две
группы факторов, обусловливающих удовлетворенность трудом:
1) факторы мотивационные - содержание труда, достижения в работе, признание со стороны
окружающих, возможность квалификационного роста;
2) факторы гигиенические - условия труда, заработная плата, линия поведения администрации,
взаимоотношения между работниками; при наличии благоприятных факторов гигиенических возникает
особое состояние, приводящее к уменьшению чувства неудовлетворенности характером работы, но не к
повышению удовлетворенности трудом.
Исследование формирования удовлетворенности трудом и динамики труда - одна из значимых
проблем психологии социальной коллективов, где удовлетворенность рассматривается как важный
показатель климата социально-психологического и эффективности деятельности.
УЗНАВАНИЕ - опознание воспринимаемого объекта как уже известного по прошлому опыту (->
идентификация). Его основа-сличение наличного восприятия с соответственными следами памяти,
выступающими в качестве эталонов опознавательных признаков воспринимаемого предмета.
Выделяется узнавание предмета:
1) индивидуальное - как повторное восприятие именно данного предмета;
2) родовое - когда вновь воспринимаемый предмет может быть отнесен к какому-то классу.
Узнавание различается по степени определенности, четкости, полноты и произвольности. Как
произвольное узнавание выступает, когда оно используется для установления эффективности
запоминания или заучивания. Уровень узнавания всегда выше уровня воспроизведения, какие бы
приемы воспроизведения ни применялись. Как непроизвольное узнавание выступает, когда не ставится
специальная задача на опознание. При этом оно бывает неполным, неопределенным, фантомным (когда
переживается, например, чувство знакомости в отношении человека, коего никогда не встречал) (->
парамнезия). Иногда неполное непроизвольное узнавание порождает задачу припоминания и переходит
в произвольное.
УКРУПНЕНИЕ
- мнемоническая стратегия при запоминании. Состоит в переводе по
определенным правилам - исходной информации к форме с меньшим количеством составляющих
элементов.
УМ - обобщенная характеристика познавательных возможностей человека (в отличие от чувств и
воли).
В более узком смысле - индивидуально-психологическая характеристика мыслительных
способностей.
Под качествами ума понимаются те свойства личности, кои устойчиво характеризуют его
мыслительную деятельность:
1) самостоятельность ума - определяет свободу выбора задач и их решений;
2) критичность и гибкость ума - обеспечивают как нахождение проблемы, так и оригинальность
построения и проверки гипотез;
3) симультанность и широта ума - обеспечивают разносторонний подход к решению задачи;
4) логичность ума - обеспечивает последовательность и точность решения;
5) глубина ума - от нее зависит существенность избранных задач и доказательность их решений.
УМЕНИЕ - освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый
совокупностью приобретенных знаний и навыков; способность выполнять некое действие по
определенным правилам, причем действие еще не достигло автоматизированности. Формируется путем
упражнений и создает возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся
условиях.
В совокупности с навыками и знаниями умения обеспечивают правильное отражение в
представлениях и мышлении мира, законов природы и общества, взаимоотношений людей, места
Hosted by uCoz