Navigation bar
  Print document Start Previous page
 556 of 599 
Next page End  

У человека наблюдаются оба типа компенсации. Они имеют большое значение в случаях
преодоления врожденных или рано возникших дефектов развития. Так, компенсация функций
психических анализатора зрительного у слепорожденного происходит преимущественно путем развития
осязания - за счет комплексной деятельности двигательного и кожно-кинестетического анализаторов,
что требует специального обучения.
ФУНКЦИЯ ПСИХИЧЕСКАЯ: ЛОКАЛИЗАЦИЯ (локализация психических функций, свойств
и состояний) - представленность в структурах мозга головного мест расположения основных функций,
состояний и свойств психических; их связывание с конкретными анатомо-физиологическими отделами
и структурами мозга.
ФУНКЦИЯ ПСИХИЧЕСКАЯ ВЫСШАЯ - сложные, прижизненно формирующиеся системные
процессы психические, социальные по происхождению - особый вид функций психических, полностью
отсутствующий у животных. Сюда относятся внимание произвольное, память произвольная, мышление
логическое и пр. Одно из основных понятий современной психологии, введенное Л. С. Выготским и
развитое А. Р. Лурией и другими отечественными психологами.
Функции психические высшие как системы весьма пластичны, их компоненты взаимозаменяемы.
Разработка теории функций психических высших позволила обосновать положение о принципиальной
возможности восстановления пострадавших функций психических за счет перестройки систем
функциональных - их физиологической основы. При этом были выделены внутрисистемные и
межсистемные перестройки систем функциональных (перевод процесса на высший, осознанный
уровень; замена выпавшего звена системы функциональной новым, и пр.).
Формирование функций психических высших характерно тем, что первоначально они
существуют как форма взаимодействия между людьми и лишь позже - как полностью внутренний,
интрапсихологический процесс. Превращение внешних средств осуществления функции во внутренние
психологические называется интериоризацией. Другая важная черта, характеризующая их развитие, - их
постепенное свертывание, автоматизация. На первых этапах формирования они являют собой
развернутую форму деятельности предметной, опирающейся на относительно элементарные сенсорные
и моторные процессы; затем эта деятельность свертывается, обретает характер автоматизированных
умственных действий. Одновременно меняется психологическая структура функций психических
высших.
Психофизиологическая основа функций психических высших - сложные функциональные
системы, включающие большое число афферентных и эфферентных звеньев (-> синтез афферентный;
эффектор). Часть звеньев функциональной системы жестко закреплена за определенными мозговыми
структурами, остальные - высоко пластичны и могут заменять друг друга, что и лежит в основе
механизма перестройки системы функциональной в целом. Итак, каждая из функций психических
высших связана с работой не одного «мозгового центра» и не всего мозга головного как целого, а
является результатом системной деятельности мозга, где различные мозговые структуры участвуют
дифференцированно (-> функция психическая высшая: локализация).
Основные тезисы учения о функциях психических высших следующие.
1. При переходе от животных к человеку произошло кардинальное изменение взаимоотношений
субъекта со средой; если на животных среда действует и их изменяет, то человек начал действовать на
природу и видоизменять ее.
2. Человеку удается воздействовать на природу благодаря использованию орудий, обобщенно -
благодаря развитию материального производства.
3. Способность к овладению природой не прошла бесследно для человека в очень важном
отношении: он научился также овладевать собственной психикой. Появились произвольные формы
деятельности - функции психические высшие. Овладение природой и собственным поведением -
параллельно идущие процессы, глубоко взаимосвязанные.
4. Как человек овладевает природой с помощью орудий, так и поведением - с помощью
психологических орудий: знаков. Появление знаков порождает новую структуру запоминания как
процесса психического. Знак выступает как дополнительный стимул, связанный с содержанием
основного символа, знаком коего он выступает. Так он опосредует функцию психологическую, выступая
как средство запоминания и воспроизведения - как психологическое орудие.
Hosted by uCoz