Navigation bar
  Print document Start Previous page
 567 of 599 
Next page End  

ЦВЕТОСМЕШЕНИЕ АДДИТИВНОЕ
- слияние в один цвет нескольких световых
раздражителей разного цвета при попадании на близкие участки сетчатки глаза. Впервые описано И.
Ньютоном в 1672 г. после опытов с разложением и сложением световых лучей посредством призмы.
ЦВЕТОСМЕШЕНИЕ АДДИТИВНОЕ: ЗАКОН (законы аддитивного смешения цветов) -
правила получения определенных цветов за счет их смешения, сформулированные первоначально И.
Ньютоном:
1) для каждого цвета существует единственный другой цвет (дополнительный), при смешении с
коим получается ахроматический серый цвет;
2) субъективно одинаково воспринимаемые цвета при смешении с другими цветами дают тоже
одинаково воспринимаемые цвета - независимо от их спектрального состава;
3) при смешении двух разных цветов получается цвет, промежуточный между исходными, так
что при смешении этого промежуточного цвета с одним из исходных нельзя получить другой исходный
цвет;
4) при смешении двух разных цветов получаемый цвет всегда менее насыщен, чем хотя бы один
из исходных. На базе этих законов была создана «Международная система спецификации цвета» в
терминах «Стандартного наблюдателя» (МКО-31), впервые введенная Грассманом в 1856 г.
ЦЕЛЕОБРАЗОВАНИЕ
- процесс порождения новых целей в деятельности человека, одно из
проявлений мышления. Бывает и непроизвольным, и произвольным; характеризуется временной
динамикой. Основа формирования цели у человека его предметно-материальная, трудовая деятельность,
направленная на преобразование окружения. Как филогенетические предпосылки появления
осознаваемых целей у человека выступают две формы предвосхищения в жизнедеятельности животных:
1) предвосхищение полезного результата - потребного будущего, достижение коего дает прямой
приспособительный эффект;
2) предвосхищение средств, использование коих приведет к достижению полезного результата
(возникает на относительно высоких уровнях эволюции). В онтогенезе формирование цели идет в
направлении от постановки цели и образования намерений в деятельности совместной с другими
людьми - к постановке цели перед собой. В функциональном отношении в действии выделяются такие
процессы:
1) образование цели;
2) осуществление действия;
3) эмоциональная и когнитивная (познавательная) оценка хода выполнения действия и его
окончательного результата. Образ предвосхищаемого результата обретает побудительную силу,
становится целью, начинает направлять действие и определять выбор возможных способов
осуществления, лишь связываясь с определенным мотивом или системой мотивов. Целеобразование,
появление цели - центральный момент в ходе выполнения действия и главный механизм формирования
новых действий. Психофизиологическая основа цели - закодированный в мозгу образ будущего
потребного, акцептор результатов действия, регулирующий программу физиологической реализации
действия посредством предвосхищаемых и санкционирующих команд (информирующих о соответствии
достигнутого результата требуемому). Существует ряд механизмов целеобразования:
1) превращение полученного требования в индивидуальную цель;
2) выбор одного из наличных требований;
3) превращение мотивов в мотивы-цели при их осознании;
4) превращение побочных результатов действия в цель;
5) преобразование неосознанных предвосхищений в цель;
6) выделение целей промежуточных;
7) переход от целей предварительных к окончательным;
8) образование иерархии и временной последовательности целей. Исследования
целеобразования - одно из важных направлений психологического анализа деятельности
индивидуальной и совместной:
1) изучаются зависимость целеобразование от мотивации деятельности;
2) роль эмоций в актах целеобразования;
3) оценки достижимости результата;
Hosted by uCoz