Navigation bar
  Print document Start Previous page
 57 of 599 
Next page End  

возникает лишь при определенной интенсивности внешнего стимула, превышающей абсолютный порог
возбуждения (-> порог восприятия), свойственный данному органу. В основе возбуждения лежат
физико-химические процессы, с коими связаны биоэлектрические явления, .сопровождающие
возбуждение и регистрируемые как на клеточном уровне, так и с поверхности тела животного и
человека. Способы его распространения зависят от формы системы нервной: в самой примитивной -
диффузной - системе нервной активность проводится равномерно в различных направлениях,
постепенно затухая. В ходе эволюции наряду с усложнением системы нервной совершенствовались и
способы передачи возбуждения, при коих этот процесс распространяется до конца пути без какого-либо
ослабления, что позволяет возбуждению выполнять регулирующую функцию в целостном организме.
Процессы возбуждения и торможения образует основу деятельности нервной высшей. Их
индивидуальные особенности определяют тип последней (-> деятельность нервная высшая: тип), а их
динамика накладывает печать на все акты поведения.
ВОЗБУЖДЕНИЕ ТРАВМАТИЧЕСКОЕ - согласно З. Фрейду - внешние возбуждения (внешние
травмы), достаточно сильные, чтобы поломать защиту от раздражения и переполнить психический
аппарат большим количеством раздражений, травмирующе действующих на психику.
ВОЗДЕЙСТВИЕ
- в психологии - целенаправленный перенос движения и информации от
одного участника взаимодействия к другому. Выделяются:
1) воздействия непосредственные - контактные, когда движение и заключенная в нем
информация передаются в форме импульса движения, - например, прикосновения или удара;
2) воздействия опосредованные - дистантные, когда информация и закодированный в ней
импульс движения передаются в форме комплекса сигналов, несущих сообщение о чем-либо и
ориентирующих восприемника воздействия относительно смысла и значения этих сигналов. По степени
изменения в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях субъекта-адресата
воздействия можно судить о степени влияния на него воздействующего субъекта или объекта.
ВОЗДЕЙСТВИЕ АБИОТИЧЕСКОЕ (воздействие биологически нейтральное) - те виды энергии
или свойства предметов, кои не участвуют непосредственно в обмене веществ. Сами, по себе они не
полезны и не вредны.
ВОЗРАСТ - в психологии - категория, означающая качественно специфическую ступень развития
онтогенетического - временные характеристики индивидуального развития (-> возраст
хронологический; возраст психологический). Нужно различать процессы возрастного
(онтогенетического) и функционального развития - в рамках отдельных процессов психических. Для
последнего характерны относительно частые, парциальные изменения, накопление коих и создает
предпосылки для качественных возрастных сдвигов в детском сознании и личности. В ряде концепции
возраст рассматривается как суммация разнородных явлений роста, общесоматического, полового и
нервно-психического созревания, зрелости и старения, сходящихся со многими сложными явлениями
oбщественно-экономического развития человека в конкретных условиях.
В психологии принимаются разные по принципам построения концепции возрастной
периодизации. Так, в 70-е годы Д. Б. Эльконин предложил возрастную периодизацию развития
психики, основанную на смене деятельности ведущей:
1) игра - дошкольники;
2) обучение - младшие школьники;
3) общение интимно-личного - подростки;
4) деятельность учебно-профессиональная - юноши, В 80-е годы А.В. Петровский предложил
концепцию возрастной периодизации развития личности, определяемую типом деятельностно-
опосредованных отношений индивида с самыми референтными для него группами. Безотносительно
решения вопроса о детерминации возрастных особенностей, концепции возрастной периодизации в
основном отражают единую точку зрения психологов на определение границ возрастных этапов.
Необходимость междисциплинарного подхода в исследованиях возрастных особенностей психики
подчеркивается в современной отечественной и зарубежной психологии. Возрастные ступени
относительны и условно усреднены, но это не исключает индивидуального своеобразия психического
облика человека. Возрастная характеристика развития личности отражает определенную систему
требований, предъявляемых обществом человеку на конкретном этапе его жизни, и сущность его
Hosted by uCoz