Navigation bar
  Print document Start Previous page
 573 of 599 
Next page End  

высока чувствительность к частотам 200 - 250 Гц. Более развита чувствительность вибрационная у
дистальных частей конечностей, благодаря чему возможно обучение глухих звуковой речи.
ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ НОЦИЦЕПТИВНАЯ
- чувствительность, позволяющая распознавать
вредоносные для организма воздействия. Этот вид чувствительности субъективно может
представляться в виде боли, или же в виде различных интерорецептивных ощущений, - таких как
изжога, тошнота, головокружение, зуд, онемение.
ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ ПРОТОПАТИЧЕСКАЯ
- форма кожной чувствительности,
характерная этапу восстановления после травмы кожной поверхности, когда слабое прикосновение к
коже либо вовсе не вызывает ощущения, либо вызывает ощущение болевое.
ЧУВСТВО
- одна из основных форм переживания своего отношения к предметам и явлениям
действительности, - эмоциональные переживания, в коих отражается устойчивое отношение индивида
к определенным предметам или процессам внешнего мира. В отличие от ситуативных эмоций и
аффектов, отражающих субъективное значение предметов в конкретных сложившихся условиях, чувства
выделяют явления, имеющие стабильную мотивационную значимость. Открывая личности предметы,
отвечающие ее потребностям, и побуждая к деятельности по их удовлетворению; они представляют
собой конкретно-субъективную форму существования потребностей. Формирование чувств -
необходимое условие развития человека как личности. Само по себе знание мотивов, идеалов, норм
поведения недостаточно для того, чтобы ими руководиться; только став предметом устойчивых чувств,
эти знания становятся реальными побуждениями к деятельности. Чувства общественно обусловлены и
историчны, как и сама личность. В онтогенезе чувства появляются позже, чем эмоции ситуативные; они
формируются по мере развития индивидуального сознания под влиянием воспитательных воздействий
семьи, школы, искусства и других общественных институтов. Предметами чувств становятся прежде
всего явления и условия, от коих зависит развитие событий, значимых для личности и потому
воспринимаемых эмоционально. Возникая как результат обобщения опыта эмоционального,
сформированные чувства становятся ведущими образованиями сферы эмоциональной и начинают сами
определять динамику и содержание эмоций ситуативных: так, из чувства любви к близкому человеку в
зависимости от обстоятельств могут развиться тревога за него; горе при разлуке, радость при встрече;
гнев, если любимый человек не оправдал надежд, и пр. Такие эмоции ситуативные уточняют
содержание чувств в сложившихся условиях и, побуждая к определенным действиям, способствуют
развитию вызываемой чувствами деятельности. Иногда чувства и сопряженные с ними эмоции могут
вызывать противоречивые отношения к их объекту (-> чувство: амбивалентность). В процессе
формирования личности чувства организуются в иерархическую систему, где одни чувства занимают
ведущее положение, другие - остаются потенциальными, нереализуемыми тенденциями. Содержание
доминирующих чувства определяет одну из важнейших характеристик направленности личности. Самая
распространенная классификация чувств выделяет отдельные их подвиды по сферам деятельности, где
они проявляются:
1) особую группу составляют чувства высшие, в коих заключено все богатство эмоциональных
отношений человека к социальной действительности; а) среди них важное место занимают чувства
практические, связанные с деятельностью - трудом, учением, спортом; b) сюда относятся также чувства
эстетические, предполагающие осознанную или неосознанную способность руководствоваться
понятиями прекрасного при восприятии явлений действительности;
2) к области чувств нравственных относится все то, что определяет отношение человека к
социальным учреждениям, к государству, к другим людям, к самому себе, и пр.;
3) деятельность познавательная порождает чувства познавательные, или интеллектуальные; их
предмет - как сам процесс приобретения знаний, так и его результат; их вершина - обобщенное чувства
любви к истине;
4) чувства интеллектуальные, практические, эстетические чувства возникают в единстве с
чувства нравственными и обогащаются в связи с ними. По степени обобщенности предметного
содержания чувства подразделяются так:
1) конкретные - например, чувства к ребенку, произведению искусства;
2) обобщенные - чувства к детям вообще, к музыке;
Hosted by uCoz