Navigation bar
  Print document Start Previous page
 574 of 599 
Next page End  

3) абстрактные - чувства справедливости, трагического. Отсутствие исчерпывающей
классификации чувства объясняется их большим разнообразием и исторической изменчивостью.
ЧУВСТВО: АМБИВАЛЕНТНОСТЬ (амбивалентность чувств) - 1. Несогласованность,
противоречивость нескольких одновременно испытываемых чувств по отношению к некоему объекту;
противоречивое отношение субъекта к объекту - одновременная направленность на один и тот же
объект противоположных чувств. Комплекс состояний эмоциональных, связанных с двойственностью
отношений - с одновременным принятием и отвержением. Например, в ревности объединены чувства
любви и ненависти. Одна из отличительных черт невротиков. Обычно обусловлена тем, что отдельные
особенности сложного объекта по-разному влияют на потребности и ценности человека (так, можно
уважать кого-то за трудолюбие и осуждать за вспыльчивость). Ее особый случай-противоречие между
устойчивыми чувствами к предмету и развивающимися из них ситуативными эмоциями (например,
обида, если эмоционально положительно оцениваемые личностью люди проявят к ней
невнимательность). 2. В учении Э. Блейера - понятие для характеризации поведения шизофреников, в
коем взаимно противоречивые отношения и реакции сменяются немотивированно быстро. 3. Согласно
З. Фрейду, амбивалентность чувств до определенных пределов вполне нормальна, но высокая степень
ее несомненно свидетельствует о невротизме.
ЧУВСТВО АСТЕНИЧЕСКОЕ
- негативные эмоциональные состояния (подавленность,
уныние, печаль, нелокализованный страх и пр.), свидетельствующие об отказе от борьбы с трудностями
в ситуациях повышенной эмоциональной нагрузки. О переживании субъектом чувств астенических
может свидетельствовать, например, то, что он сутулится, дыхание замедляется, глаза тускнеют.
Противоположны чувствам стеническим.
ЧУВСТВО ВИНЫ - одно из чувств психических, могущее быть понятым как разногласие между
Я и Сверх-Я. Согласно З. Фрейду, большая часть чувства вины нормально бывает бессознательной и
являет собой топологическую разновидность страха, коя в более поздней стадии полностью совпадает
со страхом перед Сверх-Я.
ЧУВСТВО ВИНЫ: ПРЕДСУЩЕСТВОВАНИЕ
- согласно З. Фрейду - особое чувство вины,
имеющее источником комплекс Эдипа, кое существует до проступка или преступления и, в целях
самореализации, заставляет человека искать наказание. То есть не чувство это возникло из проступка, но
наоборот, проступок обусловлен этим чувством. Это чувство - не следствие, но мотив преступления.
ЧУВСТВО ВИНЫ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ - согласно З. Фрейду - неосознаваемое переживание
некой виновности, играющее в большинстве неврозов решающую роль и создающее сильнейшее
препятствие к выздоровлению.
ЧУВСТВО ВИНЫ МОРАЛЬНОЕ - согласно З. Фрейду - состояние, возникающее в результате
напряжения между Я и Сверх-Я.
ЧУВСТВО ГОЛОДА
- органическое ощущение, связанное с возбуждением центра пищевого в
мозге головном, представленного клетками, расположенными в вентромедиальной части среднего
отдела гипоталамуса, кои реагируют на изменение состава омывающей их крови - на изменение
концентрации продуктов углеводного, жирового и белкового обмена. Чувство голода проецируется на
область желудка, специфические движения коего вызывают характерные ощущения в подложечной
области.
ЧУВСТВО ЖАЖДЫ
- органическое ощущение, связанное с возбуждением центра питьевого
мозга головного, представленного клетками, расположенными в основании септальной области мозга
головного и в примыкающих участках передней гипоталамической области.
ЧУВСТВО МАЛОЦЕННОСТИ
- одно из чувств психических; согласно З. Фрейду - результат
разногласия между Я и Сверх-Я. Характерно тем, что личность ощущает саму себя как нечто малоценное
(=> комплекс неполноценности).
ЧУВСТВО МЫШЕЧНОЕ
- комплекс ощущений, возникающих благодаря работе мышечной
системы организма. Понятие введено И. М. Сеченовым, который трактовал его как особую форму
познания пространственно-временных отношений внешней среды, а не как отражение состояний самой
мышечной системы. Согласно Сеченову, именно слабая осознаваемость сигналов чувства мышечного,
его «темнота» дали повод Канту считать пространство и время априорными формами созерцания.
Благодаря чувству мышечному, предполагающему активные действия организма, человек научается
Hosted by uCoz