Navigation bar
  Print document Start Previous page
 576 of 599 
Next page End  

насколько и во сколько раз удовлетворенность одних больше удовлетворенности других, то можно
получить соответственно шкалу интервальную и пропорциональную удовлетворенности работой.
Шкалы различаются не только математическими свойствами, но и разными способами сбора
информации. В каждой шкале применяются определенные методы анализа данных. В зависимости от
типа задач, решаемых с помощью шкалирования, строятся либо шкалы оценок, либо шкалы для
измерения установок социальных (-> шкала установок). В практике социологических и исследований
психологических каждая шкала - независимо от уровня измерения - имеет специальное название,
связанное с наименованием изучаемого свойства объекта.
ШКАЛА ВЕКСЛЕРА - тест для измерения интеллекта, разработанный Д. Векслером в 1937 г. В
Белвъю на базе исследований интеллекта правонарушителей им создана шкала Векслера-Белвъю (второе
издание - 1946 г.). В 1949 г. эта шкала была кардинально переработана и издана как шкала Векслера для
измерения интеллекта детей - от 5 до 15 лет. В 1955 г. создана шкала Векслера для измерения интеллекта
взрослых - от 16 до 75 лет. С целью максимально устранить влияние уровня школьного образования в
шкалах совместно с тестами вербальными использовались тесты невербальные и тесты действия.
ШКАЛА МЕТРИЧЕСКАЯ ОЗЕРЕЦКОГО
- методика, составленная в 1930 г. Озерецким для
диагностики уровня развития психомоторного. Включает в себя:
1) пробу статической и динамической координации движений (-> движение: координация);
2) пробу скорости движений;
3) пробу возможности одновременно выполнять несколько движений;
4) пробу силы движений и синкинезии. Может применяться как один из методов отбора
профессионального.
ШКАЛА ОЦЕНОК - методический прием, позволяющий распределить совокупность изучаемых
объектов по степени выраженности общего для них свойства. Такое распределение основывается на
оценках субъективных данного свойства, усредненных по группе экспертов. В психологии и социологии
шкалы оценок стали применяться одними из первых. Простейший пример такой шкалы - обычная
школьная система баллов. Шкала оценок имеет от пяти до одиннадцати интервалов, кои можно
обозначить числами или же вербально. Считается, что психологические возможности человека не
позволяют ему классифицировать объекты более чем по 11 - 13 позициям. Возможность построения
шкалы оценок базируется на предположении, что каждый эксперт способен непосредственно давать
количественные оценки изучаемым объектам. К основным процедурам шкалирования относятся:
1) сравнение парное объектов;
2) отнесение объектов к категориям, и пр.
ШКАЛА УСТАНОВОК
- прием, позволяющий сравнивать индивидов по величине,
интенсивности и устойчивости их отношения к изучаемому явлению. В прикладной социологии и
психологии социальной шкала установок применяется как одно из главных средств анализа, ибо здесь
объект измерения, прежде всего, - качества личностные. Построение шкалы установок связано с
подбором таких суждений, что выражают весь спектр возможных отношений субъекта к определенному
социально-психологическому явлению. По шкале оценок каждое суждение оценивается группой
экспертов и получает свой усредненный балл. В шкалу установок входят суждения, имеющие самую
высокую оценку; обычно из 300 суждений в готовую шкалу входит не более 25-ти. С этими суждениями
знакомят лиц, чьи установки предполагается изучить; соответственно тому, какие суждения выбирает
индивид, ему присваивается суммарный балл, который и есть его балл по данной установке.
ШКАЛИРОВАНИЕ - метод моделирования реальных процессов с помощью числовых систем. В
науках социальных - антропологии, социологии психологии и прочих - шкалирование является одним
из важнейших средств анализа математического изучаемого явления, а также способом организации
эмпирических данных, получаемых посредством наблюдения, изучения документов, опроса анкетного,
экспериментов или тестирования. Большинство социальных и психологических объектов невозможно
строго фиксировать относительно места и времени их существования, отчего они не поддаются прямому
измерению. Поэтому возникает вопрос о специфике числовой системы, могущей соотнестись с
эмпирическими данными такого рода. Различные методы шкалирования как раз служат особыми
приемами трансформации качественных характеристик в некую числовую переменную. Общий процесс
Hosted by uCoz