Navigation bar
  Print document Start Previous page
 578 of 599 
Next page End  

в разработку проблем восприятия пространства, времени, кажущегося движения и прочих, а также ряда
философских, гносеологических и этических вопросов.
ШКОЛА АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ АНГЛИЙСКАЯ (английская антропологическая школа) -
научное направление в этнографии и антропологии культурной, внесшее идею эволюции в изучение
культуры (Э. Б. Тайлор, Дж. Дж. Фрэзер и др.). Была проведена параллель развития так называемых
примитивных народов - на основе анализа их обычаев, верований, искусства, нравственности и
прочего - с развитием процессов психических у современного человека. В силу этого сопоставления
анимистические представления первобытного общества объяснялись неправильным применением
мыслительных приемов, характерных и для современного человека (ассоциации идей, принципа
причинности, аналогии и пр.), в условиях недостаточного опыта.
ШКОЛА ВЮРЦБУРГСКАЯ
- группа исследователей во главе с немецким психологом О.
Кюльпе, изучавших в начале XX в. в Вюрцбургском университете (Бавария) высшие психические
процессы (мышление, волю) посредством эксперимента лабораторного в сочетании с видоизмененным
методом интроспекции (-> интроспекция экспериментальная). Школа Вюрцбургская ввела в
психологию экспериментальную как новый объект анализа выполнение заданий интеллектуального
характера (изучение логических суждений, ответов на вопросы, требующие умственных усилий, и пр.).
Было выявлено, что мышление - это психический процесс, закономерности коего не сводятся ни к
законам логики, ни к законам образования ассоциаций. Своеобразие мышления объяснялось тем, что
ассоциации отбираются в соответствии с тенденциями, создаваемыми принятой испытуемым задачей.
Организующая роль признавалась за предваряющей поиск решения установкой, которую одни
представители школы считали «установкой сознания», другие - неосознаваемым актом (так как она
скрыта от интроспекции). В противовес общепринятым воззрениям, школа Вюрцбургская пришла к
выводу, что в сознании содержатся несенсорные компоненты - умственные действия и независимые от
чувственных образов значения и смыслы. Поэтому специфику концепции школы Вюрцбургской обычно
усматривают в том, что она ввела понятие о безобразном мышлении. Процесс мышления трактовался
как смена операций, иногда обретающих аффективную напряженность - чувства уверенности, сомнения
и пр. Работы психологов школы Вюрцбургской поставили ряд важных проблем, касающихся
качественных различий между мышлением и другими познавательными процессами; вскрыли
ограниченность ассоцианистской концепции, ее неспособность объяснить избирательность и
направленность актов сознания. Но при этом мышление без образов - «чистое» мышление -
противопоставлялось другим его формам, а зависимость мышления от речевой и практической
деятельности игнорировалась. Важные позитивные результаты при исследовании Проблем,
поставленных школой, были получены гештальт-психологией, а также Л. С. Выготским, С. Л.
Рубинштейном и их последователями. Данные, полученные школой Вюрцбургской, вызвали критику
представителей других школ психологии экспериментальной, также пользовавшихся методом
интроспекции, что привело к кризису интроспективного направления в целом.
ШКОЛА ЖЕНЕВСКАЯ
- направление в исследовании психического развития ребенка,
созданное Ж. Пиаже и его последователями. Предмет изучения - происхождение и развитие интеллекта
у ребенка; главная задача - исследование механизмов деятельности познавательной ребенка, скрытых за
внешней картиной его поведения; основной метод исследования - беседа (интервью) клиническая,
ориентированная не на фиксацию внешних признаков явления, а на процессы, приводящие к их
появлению. Работы школы Женевской показали, что развитие интеллекта ребенка выражено в переходе
от эгоцентризма (центрации) через децентрацию к объективной позиции. Своеобразие развития
психики ребенка связано с теми структурами интеллекта, что формируются при жизни благодаря
действиям. Внешние действия ребенка до двух лет, первоначально выполняемые развернуто и
последовательно, благодаря повторению схематизируются и с помощью символических средств
(имитация, игра, умственный образ, рисунок, речь) в возрасте дошкольном переносятся во внутренний
план. Координируясь с другими действиями, они уже в младшем возрасте школьном превращаются в
умственные операции. Обучением можно ускорить приобретение понятий, но величина и природа
достижений всегда зависят от исходного уровня развития, а социальные влияния подчиняются схемам и
структурам, с помощью коих ребенок способен воспринять эти влияния. Порядок формирования
фундаментальных структур мышления постоянен, но сроки их достижения могут изменяться в
Hosted by uCoz