Navigation bar
  Print document Start Previous page
 579 of 599 
Next page End  

зависимости от ряда факторов. Законы познавательного развития универсальны и действуют как в ходе
развития мышления ребенка, так и в ходе научного познания (-> эпистемология генетическая).
Исходным для этой школы является положение о взаимодействии живой системы со средой как
нераздельности двух непрерывных процессов - ассимиляции и аккомодации. При ассимиляции
организм как бы накладывает на среду свои схемы поведения, а при аккомодации он перестраивает эти
схемы согласно особенностям среды. Из такого общебиологического подхода Пиаже исходил в трактовке
психического развития, считая, что, стремясь ко все более совершенным формам равновесия со средой (-
> гомеостаз), организм создает познавательные структуры. Это определило объяснение полученных
школой данных в биологических категориях, что вызвало критику ее теоретических позиций
отечественными психологами.
ШКОЛА ЛЕЙПЦИГСКАЯ
- психологическое направление, существовавшее в Германии с
конца 10-х гг. до середины 30-х гг. XX в. Основные представители - Ф. Крюгер (глава школы), Г.
Фолькельт, Ф. Заддер, О. Клемм, А. Веллек и пр. Иногда называется «второй школой Лейпцигской»
(после Вундтовской). Основной направления выступала ориентация на изучение психики и сознания в
их целостности. Как и гештальт-психологи, представители школы Лейпцигской разделяли требование
целостного подхода к изучению психики, но считали гештальты не единственными единицами
сознания (мира феноменального), - к тому же их трактовка гештальта имела большую смысловую
наполненность; на более ранних ступенях психического развития такими единицами являются
«комплекс-качества» (понятие, родственное понятию гештальт-качества в гештальт-психологии) -
диффузные, аффективно окрашенные, но вполне целостные переживания, кои дифференцируются в ходе
развития. Комплекс-качество служит основой для формирования гештальтов. В качестве одного из
методов исследования перехода комплекс-качества в гештальт был разработан метод самонаблюдения
феноменологического. В то же время теоретики школы обращали особое внимание на практически
игнорируемую гештальт-психологией смысловую сторону гештальтов. По их мнению, во всех видах
генезов - в филогенезе, антропогенезе, онтогенезе и актуалгенезе - психическое идет от комплекс-
качеств ко все более дифференцированным осмысленным гештальтам. Эта гипотеза проверялась и
доказывалась эмпирически и экспериментально в многочисленных исследованиях школы Лейпцигской
по проблемам актуалгенеза и типологии восприятия, филогенеза и онтогенеза восприятия, развития
деятельности изобразительной у ребенка, его операций интеллектуальных и пр. Для сторонников школы
Лейпцигской системообразующим фактором психической жизни (в феноменальном плане) были
чувства, кои, согласно их концепции, определяют закономерности восприятия, памяти, мышления и в
наибольшей степени выражают внутренний «трансфеноменальный» мир душевного бытия, не
сводимый к миру переживаний (феноменов) и являющий собой систему установок, диспозиций,
потенций, от коих зависит течение актуальных процессов психических. Для характеристики этого мира
было введено понятие структуры - длительно существующего «субстанционального» образования,
системы установок, диспозиций, определяющих закономерности развертывания актуальных процессов
психических. Трансфеноменальные структуры делятся школой Лейпцигской:
1) на «душевные»: а) индивидуальные, среди коих центральной является структура ценностных
ориентации; b) надиндивидуальные - «душа» семьи, народа, расы и пр.;
2) «субъективно-духовные» - сюда относились некие идеальные образования: мораль, право,
искусство, а также язык. Душевная структура тем «совершеннее», чем более выражаются в ней
объективно-духовные структуры. В феноменальном плане это проявляется в преобладании
осмысленных гештальтов над диффузными комплекс-качествами. Говоря проще, это означает, например,
развитую способность к эстетическому восприятию или способность к созданию новых произведений
искусства. В дальнейшем представления исследователей школы Лейпцигской нашли продолжение в
немецкой характерологии 50-х гг. (А. Веллек), а также в психологии гуманистической (Г. Олпорт).
Школа Лейпцигская сыграла значительную роль в утверждении целостного подхода в психологии.
Экспериментальные результаты школы Лейпцигской высоко оценивал Л. С. Выготский, считавший их
одним из доказательств его собственной концепции системного и смыслового строения сознания.
Отдельные идеи школы оказали влияние на представителей психологии гуманистической.
Hosted by uCoz