Navigation bar
  Print document Start Previous page
 584 of 599 
Next page End  

психодиагностика не выступают как метод исследования. Правильно поставленный эксперимент
позволяет проверять гипотезы о причинно-следственных отношениях, не ограничиваясь констатацией
связи - корреляции - между переменными. Разделяются планы проведения эксперимента:
1) традиционные - когда меняется лишь одна переменная независимая;
2) факторные - когда меняется несколько переменных независимых; его достоинство -
возможность оценки взаимодействия факторов - изменения характера влияния одной из переменных в
зависимости от значения другой; при этом для статистической обработки результатов эксперимента
применяется анализ дисперсионный. Если изучаемая область относительно неизвестна и система
гипотез отсутствует, то говорят об эксперименте пилотажном- (-> исследование пилотажное),
результаты» коего могут помочь уточнить направление дальнейшего анализа. Когда есть две
конкурирующие гипотезы и эксперимент позволяет выбрать одну из них, говорят об эксперименте
решающем (лат. experimentum crucis). Эксперимент контрольный производится с целью проверки некоих
зависимостей. Применение эксперимента наталкивается на принципиальные ограничения, связанные с
невозможностью в ряде случаев произвольно изменять переменные. Так, в психологии
дифференциальной и психологии личности эмпирические зависимости большей частью имеют статус
корреляций и часто не позволяют делать выводы о причинно-следственных связях. Одна из трудностей
применения эксперимента в психологии состоит в том, что исследователь обычно включен в ситуацию
общения с обследуемым лицом (испытуемым) и может невольно влиять на его поведение. Особая
категория методов исследования психологического и воздействия - эксперименты формирующие, или
обучающие. Они позволяют направленно формировать особенности таких процессов психических, как
восприятие, внимание, память, мышление и пр.
ЭКСПЕРИМЕНТ АССОЦИАТИВНЫЙ
- метод и тест проективный, разработанные К. Г.
Юнгом, М. Вертхаймером и Д. Кляйном и предназначенные для исследования мотивации личности -
ориентированные на фиксацию, диагностику и психотерапию скрытых аффективных комплексов и
других психических феноменов. Базируется на изучении содержания, формы и скорости реакции
клиента, предъявляющего в ответ на слова аналитика первое пришедшее в голову слово (=> метод
ассоциативный). Первоначально разрабатывался для задач психиатрии, позднее стал применяться для
исследовательских и психодиагностических целей (-> психодиагностика).
Тест требует от испытуемого возможно более быстрой реакции - ответа на предъявляемое слово
первым пришедшим на ум словом. При этом возникающие ассоциации регистрируются по типу, частоте
однородных ассоциаций, времени между словом-стимулом и ответом испытуемого. Также фиксируются
поведенческие и физиологические реакции. Заторможенность этой реакции, непонимание слова-
раздражителя, его механическое повторение, общее поведение испытуемого (немотивированный смех,
жалобы, покраснение и пр.) рассматриваются как указание наличия эмоционально окрашенных
представлений, сообщение о коих для испытуемого нежелательно. Конкретный характер самого
комплекса может устанавливаться при интерпретации содержания ответов; этой цели служат,
например, предварительная группировка самых симптоматичных реакций и расширение их содержания
с помощью «ассоциаций свободных».
Эксперимент ассоциативный часто применяется как групповой тест. Для его проведения нужно
выяснить характер обычных, особенно частых ответов на каждое слово списка, - провести эксперимент
на достаточно представительной выборке испытуемых, говорящих на данном языке. Помимо отдельных
слов в качестве «раздражителей» можно использовать числа, бессмысленные слоги, незнакомые слова,
рисунки, цветные пятна, звуки и пр. Дальнейшее развитие методика получила в исследованиях А. Р.
Лурия, который предложил так называемую методику моторную сопряженную, при использовании коей
испытуемый должен одновременно со словесным ответом делать определенные движения двумя
руками (например, нажимать двумя указательными пальцами на два телеграфных ключа). При этом
анализ двигательной координации позволяет существенно расширить возможности диагностики
аффективных реакций.
ЭКСПЕРИМЕНТ ЕСТЕСТВЕННЫЙ
- экспериментальная стратегия, разработанная А. Ф.
Лазурским в 1910 г. Характерна проведением в условиях, близких к обычной деятельности испытуемых,
причем они не знают, что участвуют в исследовании. За счет этого достигается большая чистота
эксперимента. Метод исследования, промежуточный между наблюдением и экспериментом
Hosted by uCoz