Navigation bar
  Print document Start Previous page
 593 of 599 
Next page End  

прочих отраслях народного хозяйства, а также при разработке научных основ содержания животных в
неволе (=> зоопсихология; животное: поведение инстинктивное). За последние десятилетия возросла
доля исследований в одном из разделов этологии - этологии человека. Цель его - осветить
биологические основы человеческой природы. Один из путей достижения цели - систематический сбор
данных о способах выражения эмоций, о чувствах и различных социальных взаимодействиях у
представителей различных культур. Утверждается, что во всех случаях существуют некие
«универсальные» для человечества проявления (-> антропоморфизм).
ЭФФЕКТ АВТОКИНЕТИЧЕСКИЙ
- иллюзорное, кажущееся движение фактически
неподвижного объекта - например, светящейся точки в темноте при длительной фиксации на ней взора
- при отсутствии других видимых объектов.
ЭФФЕКТ АУДИТОРИИ
- присутствие публики, даже пассивной, само по себе влияет на
скорость обучения испытуемого или на выполнение задачи. Во время обучения присутствие зрителей
скорее смущает испытуемого, но если решение освоено или в тех случаях, когда требуется физическое
усилие, присутствие публики облегчает дело.
ЭФФЕКТ БАРНУМА
- Финеас Т. Барнум был основателем знаменитого цирка. Известно его
высказывание, что каждую минуту на свет рождается простофиля. Именем Барнума названа склонность
людей принимать за чистую монету описания или общие оценки своей личности, если они
преподносятся под научным, магическим или ритуальным соусом.
ЭФФЕКТ БУМЕРАНГА - состоит в том, что при некоих воздействиях источника информации
на аудиторию или отдельных лиц получается результат, обратный ожидаемому; наблюдается
преимущественно в психологии пропаганды и психологии педагогической. Как правило, он возникает,
если:
1) подорвано доверие к источнику информации;
2) передаваемая информация долгое время носит однообразный характер, несоответственный
изменившимся условиям;
3) субъект, передающий информацию, вызывает неприязнь у воспринимающих эту информацию,
и пр.
ЭФФЕКТ ВПЕЧАТЛЕНИЯ ПЕРВОГО - выражается в том, что очень часто при оценке некоего
человека или черт его характера, придается наибольшее значение первому впечатлению. Дело доходит
до того, что все последующие сведения о нем, противоречащие созданному образу, отбрасываются как
случайные и нехарактерные.
ЭФФЕКТ ДЕЙСТВИЯ НЕЗАВЕРШЕННОГО (эффект Зейгарник) - явление, характеризующее
влияние на процессы памяти перерывов в деятельности. Установлен Б. В. Зейгарник, проверявшей
гипотезу К. Левина о том, что прерванные задачи в силу сохраняемого мотивационного напряжения
запоминаются лучше, чем завершенные, - эффективность запоминания материала зависит от степени и
формы завершения действия. Именно, лучше запоминается та информация, что связана с оставшимся
незаконченным действием. Количество запомненных прерванных задач оказывается примерно вдвое
выше количества запомненных завершенных. Это получило в рамках учения К. Левина следующее
объяснение: доступ к следам памяти облегчается при сохранении той напряженности, которая возникает
в начале действия, но не разряжается при незаконченном действии. Эффект действия незавершенного
зависит от многих переменных:
1) от возраста испытуемых;
2) от отношения числа завершенных задач к числу незавершенных;
3) от времени решения каждой задачи;
4) от относительной трудности задач;
5) от отношения субъекта к прерванной деятельности;
6) от его заинтересованности в выполнении задания, и пр. Но он наблюдается не всегда.
Оказалось, что при очень сильной заинтересованности лучше запоминались завершенные задачи, а при
слабой мотивации - прерванные. Эти эксперименты породили дальнейшие исследования влияния на
процессы памяти уровня притязаний и самооценки личности. Было доказано, что при адекватной
самооценке эффект действия незавершенного соблюдался, а при повышенной или пониженной
Hosted by uCoz