Navigation bar
  Print document Start Previous page
 596 of 599 
Next page End  

Для устранения эффекта Хоторна достаточно держать испытуемых в неведении о принятых
гипотезах и давать им инструкции как можно более безразличным тоном.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ
- способность производить определенный эффект, действенность; мера
производимого эффекта.
ЭФФЕКТОР
- органы или системы органов, реагирующие (посредством нейрогуморальных
механизмов) на действие раздражителей внешних или внутренних и выступающие в роли
исполнительного звена акта рефлекторного. Например, сокращаемая под действием света круговая
мышца радужной оболочки глаза является эффектором рефлекса зрачкового (-> рефлекс безусловный).
ЭФФЕРЕНТНЫЙ (эффекторный) - характеристика центробежности процессов нервного
возбуждения - их направленности по системе нервной от центра к периферии - от системы нервной
центральной, в частности - мозга головного, - к периферии тела.
ЭХОЛАЛИЯ
- неконтролируемое автоматическое повторение слов, услышанных в чужой речи.
Наблюдается у детей и взрослых при некоих заболеваниях психических (шизофрении, поражении долей
лобных мозга головного и пр.), но иногда встречается у нормально развивающихся детей как один из
ранних этапов развития и становления речи.
ЭХОПРАКСИЯ
- неконтролируемое подражательное, автоматическое повторение движений и
действий других людей. Может проявляться в различных формах; чаще всего больной повторяет
сравнительно простые движения, совершаемые перед его глазами, - например, поднятие руки, хлопанье
в ладоши и пр. Наблюдается при шизофрении, поражении долей лобных мозга головного, органических
заболеваниях мозга. Одна из форм эхопраксии - эхолалия.
_Ю_
ЮМОР -> чувство юмора
ЮНОСТЬ
- период развития человека, соответственный переходу от возраста подросткового к
самостоятельной взрослой жизни (-> зрелость). Хронологические границы юности определяются по-
разному; чаще всего выделяются ранняя юность - старший школьный возраст (от 15 до 18 лет), и поздняя
юность (от 18 до 23 лет). К концу юношеского периода завершается физическое созревание.
Психологическое содержание юности связано с развитием самосознания, решением задач
профессионального самоопределения и вступлением во взрослую жизнь. В ранней юности
формируются познавательные и профессиональные интересы, потребность в труде, способность строить
жизненные планы, общественная активность. В юности окончательно преодолевается свойственная
предшествующим этапам онтогенеза зависимость от взрослых и утверждается самостоятельность
личности. В отношениях со сверстниками при сохранении большой роли коллективно-групповых форм
общения нарастает значение индивидуальных контактов и привязанностей. Юность - напряженный
период формирования нравственного сознания, выработки ориентации ценностных и идеалов,
устойчивого мировоззрения, гражданских качеств личности. Ответственные и сложные задачи, стоящие
перед индивидом в этом возрасте, при неблагоприятных общественных или микросоциальных условиях
могут приводить к острым психологическим конфликтам и глубоким переживаниям, к кризисному
протеканию юности, к разнообразным отклонениям в поведении юношей и девушек от
предписываемых норм общественных.
_Я_
Я (эго) - сфера личности, характерная внутренним осознанием самой себя и осуществлением
приспособления личности к реальности. Результат выделения человеком самого себя из среды,
позволяющий ему ощущать себя субъектом своих физических и психических состояний, действий и
процессов, переживать свою целостность и тождественность с самим собой - в отношении прошлого,
настоящего и будущего. Я формируется в деятельности и общении. Изменяя в деятельности предметной
внешний мир и взаимодействуя с другими людьми, субъект отделяет свое Я от не-Я, непосредственно
переживая свою неидентичность другим объектам. Я оценивается субъектом в Я-концепции, образуя
ядро личности. Я - одна из компонент структуры личности в теории З. Фрейда. Согласно Фрейду, Я
Hosted by uCoz