Navigation bar
  Print document Start Previous page
 64 of 599 
Next page End  

человек особенно чувствителен к общественному мнению, к утверждению себя среди окружающих,
позволяет ориентировать педагогическую практику на построение принципиально новой целостной
системы воспитания, направленной на формирование самостоятельности и ответственности,
принципиальности и чувства собственного достоинства, творческой активности и критического
мышления. Совершенствование системы воспитания требует не только качественного изменения
деятельности специальных учреждений, но и переориентации всех институтов общества, связанных с
духовной и производственной деятельностью, на усиление внимания, уважения к каждому растущему
человеку как самостоятельной личности. Также требуется привлечение молодых людей к участию в
социально значимых делах. При этом важно обеспечить единство общественного и семейного
воспитания, позволяющее выполнить коррекцию возникающих отклонений в развитии личности и
поведения. В целях создания широких возможностей для максимального самовыражения,
самореализации, развития социальной активности растущих людей нужно совершенствовать формы
разнообразной деятельности как в системе официально созданных детских подростково-юношеских
организаций, так и в неформальных объединениях. Воспитание (по З. Фрейду). Процесс побуждения к
преодолению принципа удовольствия и к замещению его принципом реальности.
ВОСПОМИНАНИЕ
- извлечение из памяти долговременной образов прошлого,
воспроизведение событий из жизни, мысленно локализуемых во времени и пространстве. Благодаря им
обеспечивается единство личности от раннего детства до старости. С возрастом воспоминания все
больше становятся составной частью духовной жизни личности. Может быть произвольным (->
припоминание) и непроизвольным, когда образы спонтанно возникают в сознании (=> персеверация;
гипермнезия). Реконструкция, или восстановление, прошлого опыта никогда не бывает буквальной.
Степень несовпадения воспоминания и прошлого события зависит от динамики развития личности - ее
установок, мотивов, целей, от давности припоминаемого события, а также от значимости его для
субъекта. Продуктивность воспоминания зависит от мнемических средств (-> мнемотехника), а также от
условий, в коих запоминался эпизод.
ВОСПОМИНАНИЕ ПОКРЫВАЮЩЕЕ
- второстепенные детские воспоминания, кои при
вспоминании выступают вместо первостепенных, создавая видимость меньшей значимости последних.
Согласно З. Фрейду, воспоминания раннего детства - первых пяти-шести лет жизни - обычно
сохраняют второстепенные и безразличные детали, тогда как сильные переживания, связанные с
аффектами, часто не вспоминаются вовсе. Воспоминания покрывающие образуются вследствие сдвига в
репродукции и замещают влечение, вытесненное в бессознательное, с коим ассоциативно связаны и как
бы его прикрывают.
ВОСПОМИНАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЕ
- при воспоминании произвольном некоего события
сознательно восстанавливается отношение к нему, что может сопровождаться сопутствующими этому
эпизоду эмоциями.
ВОСПРИЯТИЕ
- целостное отражение предметов, явлений, ситуаций и событий в их
чувственно доступных временных и пространственных связях и отношениях; процесс формирования -
посредством активных действий - субъективного образа целостного предмета, непосредственно
воздействующего на анализаторы. Детерминировано предметностью мира явлений. Возникает при
непосредственном воздействии раздражителей физических на рецепторные поверхности (-> рецептор)
органов чувств. Вместе с процессами ощущения обеспечивает непосредственно-чувственную
ориентировку во внешнем мире. Будучи необходимым этапом познания, всегда в некоей мере связано с
мышлением, памятью, вниманием. Направляется мотивацией и имеет определенную аффективно-
эмоциональную окраску (-> эмоция). В отличие от ощущений, отражающих лишь отдельные свойства
предметов, в образе восприятия в качестве единицы взаимодействия представлен весь предмет - в
совокупности его инвариантных свойств. На уровне человека чувственно-воспринимающая
деятельность весьма сложна и совершенна. Высокая избирательность и подвижность восприятия дают
возможность активно отбирать элементы познавательной информации, адекватные стоящей задаче. В
целом ранние теории восприятия соответствовали положениям традиционной психологии
ассоцианистской. Решающий шаг в преодолении ассоцианизма при трактовке восприятия был сделан
благодаря развитию И. М. Сеченовым рефлекторной концепции психики, а также благодаря работам
представителей гештальт-психологии, показавших обусловленность самых важных феноменов
Hosted by uCoz