Navigation bar
  Print document Start Previous page
 75 of 599 
Next page End  

ГЕШТАЛЬТ-ГРУППА
- группы, образуемые с целью психотерапевтического воздействия при
гештальт-терапии.
ГЕШТАЛЬТ-ПСИХОЛОГИЯ (гештальтизм) - направление в западной психологии, возникшее в
Германии в первой трети XX в. Выдвинула программу изучения психики с точки зрения целостных
структур - гештальтов, первичных по отношению к своим компонентам. Она выступила против
выдвинутого психологией структурной принципа расчленения сознания на элементы и построения из
них - по законам ассоциации или творческого синтеза - сложных психических феноменов. В противовес
ассоцианистским представлениям о создании образа через синтез отдельных элементов была выдвинута
идея целостности образа и несводимости его свойств к сумме свойств элементов; в связи с этим часто
подчеркивается роль гештальт-психологии в становлении системного подхода - не только в психологии,
но и науке в целом. По мнению ее теоретиков, предметы, составляющие наше окружение,
воспринимаются чувствами не в виде отдельных объектов, кои должны интегрироваться либо
сознанием, как полагают структуралисты, либо механизмами обусловливания, как утверждают
бихевиористы. Мир состоит из организованных форм, и восприятие мира тоже организованно:
воспринимается некое организованное целое, а не просто сумма его частей. Возможно, что механизмы
такой организации восприятий существуют еще до рождения - это предположение подтверждается
наблюдениями. Итак, восприятие не сводится к сумме ощущений, свойства фигуры не описываются
через свойства частей. Изучение деятельности мозга головного и самонаблюдение феноменологическое,
обращенное на различные содержания сознания, могут рассматриваться как взаимодополняющие
методы, изучающие одно и то же, но использующие разные понятийные языки. Субъективные
переживания представляют собой всего лишь феноменальное выражение различных электрических
процессов в мозге головном. По аналогии с электромагнитными полями в физике, сознание в гештальт-
психологии понимается как динамическое целое - поле, в коем каждая точка взаимодействует со всеми
остальными. Для исследования экспериментального этого поля вводится единица анализа, в качестве
коей выступает гештальт. Гештальты обнаруживаются при восприятии формы, кажущегося движения,
оптико-геометрических иллюзий. В качестве основного закона группировки отдельных элементов
постулируется закон прегнантности - как стремления психологического поля к образованию самой
устойчивой, простой и экономной конфигурации. При этом выделяются факторы, способствующие
группировке элементов в целостные гештальты, - такие как фактор близости, фактор сходства, фактор
продолжения хорошего, фактор судьбы общей. Идея о том, что внутренняя, системная организаций
целого определяет свойства и функции образующих его частей, применяется к экспериментальному
изучению восприятия - преимущественно зрительного. Это позволило изучить ряд его важных
особенностей: константность; структурность, зависимость образа предмета-фигуры - от его окружения -
фона, и пр. Понятия фигуры и фона (-> фигура фон) - важнейшие в гештальт-психологии. Психологи
пытались обнаружить законы, по коим фигура выделяется из фона - как структурированная целостность
менее дифференцированного пространства, находящегося как бы позади фигуры. К этим законам
относятся такие, как закон близости элементов, Симметричность, сходство, замкнутость и пр. Явления
фигуры и фона отчетливо выступают в так называемых двойственных изображениях, где фигура и фон
как бы произвольно меняются местами - происходит внезапное «реструктурирование». Понятия фигуры
и фона и явление реструктурирования - внезапного усмотрения новых отношений между элементами -
распространяется и за пределы психологии восприятия; они важны и при рассмотрении творческого
мышления, внезапного обнаружения нового способа решения задачи. В гештальт-психологии это
явление названо ага-решением, применяется также термин «озарение» («инсайт»). Оно обнаруживается
не только у человека, но и у высших животных. Усмотрение новых, отношений - центральный момент
мышления творческого. При этом появление некоего решения в продуктивном мышлении животных и
человека трактуется как результат образования хороших гештальтов в психологическом поле. В области
психологии мышления в гештальт-психологи применялся метод экспериментального исследования
мышления - метод рассуждения вслух. При этом было внесено понятие ситуации проблемной (М.
Вертхаймер, К. Дункер). При анализе интеллектуального поведения была прослежена роль сенсорного
образа в организации реакций двигательных. Построение этого образа объяснялось особым
психическим актом постижения, мгновенного схватывания отношений в воспринимаемом поле. Эти
положения были противопоставлены бихевиоризму, объяснявшему поведение в ситуации проблемной
Hosted by uCoz