Navigation bar
  Print document Start Previous page
 79 of 599 
Next page End  

2) от согласования использованных приемов с психофизической организацией гипнотизируемого
- преимущественное воздействие на зрение, слух;
3) от отсутствия гипнофобии - боязни быть загипнотизированным.
ГИПНОТИЗМ - общее обозначение совокупности явлений, возникающих при гипнозе. Иногда -
синоним понятия гипноз.
ГИПОМНЕЗИЯ - ослабление памяти - врожденное либо приобретенное в результате различных
заболеваний.
ГИПОТАЛАМУС
- структура мозга промежуточного, расположенная под таламусом. Содержит
12 пар ядер - важнейших центров вегетативных функций. Сверх того, он тесно связан с гипофизом,
активность коего регулирует.
ГИПОТЕЗА
- научное предположение, выдвигаемое для объяснения некоего явления,
подлежащее опытной проверке и теоретическому обоснованию для приобретения статуса научной
теории. В психологии - предположение об отдельных свойствах реальности, выдвигаемое для
ориентировки деятельности и обусловленное существующей у индивида субъективной картиной мира.
В ситуациях неизвестности вначале формируются весьма общие гипотезы, за счет проверки коих
выбирается более определенное направление Поиска. В качестве общих гипотез не обязательно должны
предлагаться теоретические понятия: процесс выдвижения гипотез и характер самих гипотез могут быть
интуитивными, без рефлексирования их научно-логических оснований.
ГИПОТЕЗА АЛЬТЕРНАТИВНАЯ
- гипотеза, согласно коей различия между выборками
статистическими являются значимыми - отражают соответственное различие внутри популяции или
между популяциями, откуда взяты эти выборки. Обычно она соответствует рабочей гипотезе
исследователя.
ГИПОТЕЗА ИНТЕРФЕРЕНЦИИ ЗАПОМИНАНИЯ (гипотеза интерференции запоминаемого
материла) - объяснительная модель, предложенная Г. Э. Мюллером и А. Пильцекером в 1900 г.,
согласно коей процесс забывания обусловлен тем, что вновь поступающий материал как бы
накладывается на уже существующий, приводя к разрушению его ассоциативных связей.
ГИПОТЕЗА КОНЦЕПТУАЛЬНО-ПРОПОЗИЦИОНАЛЬНАЯ
- предположение,
сформулированное в концепции ассоциативной памяти - о том, что в памяти долговременной хранятся
не образные или речевые отображения ситуаций, но некие интерпретации событий, формируемые в
виде концептов и высказываний, или пропозиций.
ГИПОТЕЗА НАУЧНАЯ
- предположение, выдвигаемое как временное на основе наличных
наблюдений и уточняемое последующими экспериментами. Касается связей, закономерностей и
существенных свойств определенных областей действительности, наиболее вероятных с позиций
теории, коей придерживаются ученые-исследователи, ответ на поставленный вопрос-проблему. Может
формулироваться на различных уровнях обобщения, но формулировка должна быть конкретной,
соотносясь с конкретными явлениями. Основное требование к гипотезе - ее проверяемость. Возможна
постановка нескольких равновозможных гипотез одновременно - тогда они проверяются
последовательно. Когда гипотеза сформулирована, переходят к ее проверке на опытном материале.
Здесь тоже можно выделить несколько этапов. Так, нужно определить общую стратегию и тактику
исследования - те общие принципы, по коим оно будет строиться. Этот этап можно назвать
организационным; здесь применяются соответственные методы организационные, и как основной -
метод сравнительный. Гипотеза, проверяемая экспериментально, формулируется как предполагаемая
связь между переменными независимыми и переменными зависимыми. Для ее проверки нужно ввести
переменную независимую и выяснить, что будет происходить с переменной зависимой.
ГИПОТЕЗА ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ
- гипотеза Э. Сепира и Б. Уорфа
об обусловленности восприятия и мышления этноспецифическими структурами языка. Согласно ей,
языковые навыки и нормы бессознательно определяют образы, «картины» мира, присущие носителям
конкретного языка. Языковые конструкции и словарные связки, действуя на бессознательном уровне,
приводят к созданию типичной картины мира, присущей носителям данного языка и выступающей в
качестве схемы для каталогизации индивидуального опыта. Грамматический строй языка навязывает
способ выделения элементов внешней действительности. Различие между этими образами
действительности тем более, чем далее отстоят языки друг от друга, ибо грамматический строй языка
Hosted by uCoz