Navigation bar
  Print document Start Previous page
 84 of 599 
Next page End  

процессы, развивающиеся внутри группы, и сама группа как целостный субъект деятельности,
включенный взаимодействием с другими группами в систему общественных отношений.
Группа: эффективность (эффективность деятельности группы). Отношение (по некоему критерию)
достигнутого результата к максимально достижимому или заранее запланированному результату. Может
быть определено, только если будут четко выделены количественные или качественные критерии как
основания для сравнения результатов и единицы измерения результатов. Учитывая множественность
факторов, влияющих на эффективность деятельности группы, исследователи обычно ограничивают
число критериев, по коим оценивается эффективность. Выделяются два универсальных критерия:
1) продуктивность - чаще всего экономическая, выражаемая в единицах продукции,
соотнесенных с затратами на ее производство;
2) удовлетворенность (трудом, принадлежностью к группе и пр.), понимаемая как
психологическое состояние, вызванное соотношением определенных притязаний субъекта деятельности
(-> уровень притязаний) и возможностью их осуществления. Сверх того, выделяется множество других
социально-психологических критериев, с помощью коих пытаются учесть социальные и
психологические аспекты эффективности деятельности группы, - например:
3) всестороннее развитие личности;
4) бескорыстное и добросовестное отношение к труду;
5) общественно-политическая активность;
6) сплоченность и уровень управляемости коллектива;
7) ориентации ценностные и нормы ценностные;
8) величина и состав группы;
9) климат психологический в коллективе, и пр. Сложность определения эффективности
деятельности группы по этим критериям заключается в трудностях выделения единиц их измерения и
разработки измерительных процедур. Понятие эффективности деятельности группы следует отличать от
понятия результативности. Если принимаемые для оценки эффективности критерии измеримы
количественно - например, по количеству произведенной продукции, или выполненному числу
операций, или по усвоенному объему информации и прочему, -то можно говорить о результативности
как синониме эффективности. Если же применяются критерии психологические, неизмеримые
количественно, то понятие результативности нельзя применять как синоним понятия эффективности.
Особенно сложно измерение эффективности деятельности групп учебных. Обычно для них выбор
критериев концентрируется вокруг показателей успешности (субъективной оценки достижений
обучаемого) и результативности (количества усвоенной информации). В исследованиях встречаются и
такие психологические критерии, как уровень мотивации к учебе, отношение к учебе, интеллектуальные
способности обучаемых. Но опыт коллективообразующих форм обучения показывает, что как главный
критерий психологический эффективности обучения, направленного на формирование высокоразвитой
нравственной личности, должно выступать содействие каждого члена группы умственному,
физическому и нравственному развитию друг друга. А это возможно преимущественно в условиях
организованной деятельности совместной. Как признаки критерия содействия взаиморазвитию в группе
учебной выступают:
1) позитивная динамика общительности (или контактности);
2) коммуникативная готовность и стремление к взаимодействию;
3) доброжелательность и взаимный интерес к нуждам, желаниям и эмоциональным состояниям
друг друга. Исследования показывают, что если по этим критериям в ходе обучения наблюдаются
позитивные сдвиги, то примененный метод обучении обладает высокой психологической и социально-
психологической эффективностью. Обычно такую эффективность имеют методы интенсивного обучения
языкам иностранным, а также группы тренинга социально-психологического.
ГРУППА БОЛЬШАЯ
- 1. Количественно не ограничиваемая условная общность людей,
выделяемая на основе определенных социальных признаков: классовой принадлежности, пола,
возраста, национальности и пр. 2. Реальная, значительная по размерам, сложно организованная
общность людей, вовлеченных в некую общественную деятельность (напримep, коллектив школы или
вуза, предприятия или учреждения). В группах больших вырабатываются нормы поведения (-> норма
групповая), общественные и культурные ценности и традиции, общественное мнение и Массовые
Hosted by uCoz